Главная Культура 17:39 26 Декабря 2018 2776
«Обнимитесь, миллиарды!»

Переоркестровка Шиллера с Бетховеном на финансовый лад – одна из изюминок спектакля «Мы берем это на себя» Кристофа Марталера

Сергей Бирюков
В начале «полет» героев спектакля «Мы берем это на себя» проходит в штатном режиме. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В опубликованном на днях Ассоциацией театральных критиков списке лучших спектаклей, показанных в 2018 году в России, значилось и это название – «Мы берем это на себя» Кристофа Марталера. Работы выдающегося швейцарского режиссера – один из стержней европейского театра последних десятилетий. Прошлогодний видеопоказ его постановки «Знакомые чувства, смешанные лица» на берлинской сцене «Фольксбюне» стал одним из ярчайших событий фестиваля NET2017 года.Фестивалю NET-2018 еще больше повезло – впервые за много лет удалось привести в нашу страну живую постановку Марталера.

Ничего вроде особенного в идее – собрать девять (или сколько их там) «порядочных современных людей», на самом деле политических, бизнес-, интернет- и прочих прохиндеев, и замкнуть их друг на друге в космическом корабле: что с этими пауками в банке будет. Весь вопрос (как, впрочем, всегда в искусстве) – как сделано. А сделано это Марталером в спектакле «Мы берем это на себя» (Mirnämedsuföis– оригинальное верхненемецкое название) труппы Schauspielhaus из Цюриха временами изящно, временами очень остроумно, временами запутанно-метафорично (признаюсь честно, иногда и до потери нити смысла - по крайней мере, мной).

Сцена, устроенная художником Дури Бишоффом – нечто среднее между рубкой звездолета и гостиной умеренной казенности. Пассажиры – те, кому устроители аттракциона предложили отдохнуть от становящейся все более непредсказуемой земной жизни. По ходу дела каждый рассказывает свою историю. Монолог хозяйки кондитерской, на которую неожиданно свалилось наследство в виде фирмы типа «Рогов и копыт», проворачивающей спекуляции по всему миру, уморителен. Скороговорка специалиста по черному интернет-пиару сравнима по драйву с арией «Клевета» Россини, только сыплет он не итальянскими словечками, а современным айти-косноязычием вроде «копипастить, чипить, овердрессить».

По ходу действия аттракционы становятся все более экстремальными. Фото автора

Дальше начинаются повороты сюжета, заставляющие предположить, что перед нами никакой не полет, а обыкновенное жульничество. Благотворительный аукцион оборачивается мега-аферой, устроенной бортпроводницей для изъятия астрономических сумм у махинаторской компании, которая в свои лучшие времена сама могла бы весь мир облапошить. Реклама чудо-препарата, который решит все медицинские проблемы клиентов, и у них уже начинают светиться надеждой глаза – разоблачается через минуту фразой из того же рекламного клипа: «Только такого лекарства в природе не существует». Даже крутейший информационный блок «звездолета» на поверку оказывается обыкновенной печкой для сауны, да еще и не работающей. Над бывшими властителями мира откровенно издеваются.

Однако, похоже, и за пределами рубки-салона ничего хорошего не происходит – в заключительной сцене нам рассказывают о вырождении уже не группки космических путешественников, а о катастрофе всей Земли, в которой жизнь погибнет, за исключением разве моллюсков.

Кончается все невеселой картиной апокалипсиса. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Так о чем спектакль – о безнадежности элиты или всего человечества? Включая нас, зрителей, которых тоже ведь на протяжении двух часов постановки многократно надувают огромным количеством кульминаций и ложных финалов, когда мы думаем: ну все, порок наказан… или: ну все, жулик переродился в святого…

Очень много, видимо, хотел здесь сказать Марталер. Так много, что не все уместилось в моей маломощной голове. Упрек, разумеется, не постановщику, а зрителю.

Но что точно вызвало восторг – это потрясающая музыкальность пьесы. Впрочем, нормальная для Марталера, флейтиста, гобоиста, композитора по первой профессии – помните хоть те же «Знакомые чувства, смешанные лица»? И нынешняя постановка прошита цитатами из великих партитур, причем исполняют их сами актеры – и два пианиста, живописно вырастающие иногда из оркестровой ямы, как воины Ясона из зубов дракона, а большей частью играющие прямо из чрева сцены. Временами безумно смешно: например, когда в момент сбора благотворительной суммы звучит вариация на Шиллера и Бетховена: «Обнимитесь, миллиарды».

Но главный композитор здесь не Бетховен, а Вагнер. С его «Летучего голландца» начинается, его хором пилигримов из «Тангейзера» и «Прощанием Вотана с Брунгильдой» продолжается. И, с небольшими отклонениями в «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси, в современную поп-музыку вроде Элтона Джона – в Вагнера и возвращается: в вечных водах из «Золота Рейна» мир тонет ко всем чертям.

Спасибо фестивалю NET за этот хитрый музыкально-драматический ребус на веселенькую тему апокалипсиса. Сотворенного, конечно же, не высшими силами, а самими людьми.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9457
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7157
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?