Главная Культура 17:39 26 Декабря 2018 2827
«Обнимитесь, миллиарды!»

Переоркестровка Шиллера с Бетховеном на финансовый лад – одна из изюминок спектакля «Мы берем это на себя» Кристофа Марталера

Сергей Бирюков
В начале «полет» героев спектакля «Мы берем это на себя» проходит в штатном режиме. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В опубликованном на днях Ассоциацией театральных критиков списке лучших спектаклей, показанных в 2018 году в России, значилось и это название – «Мы берем это на себя» Кристофа Марталера. Работы выдающегося швейцарского режиссера – один из стержней европейского театра последних десятилетий. Прошлогодний видеопоказ его постановки «Знакомые чувства, смешанные лица» на берлинской сцене «Фольксбюне» стал одним из ярчайших событий фестиваля NET2017 года.Фестивалю NET-2018 еще больше повезло – впервые за много лет удалось привести в нашу страну живую постановку Марталера.

Ничего вроде особенного в идее – собрать девять (или сколько их там) «порядочных современных людей», на самом деле политических, бизнес-, интернет- и прочих прохиндеев, и замкнуть их друг на друге в космическом корабле: что с этими пауками в банке будет. Весь вопрос (как, впрочем, всегда в искусстве) – как сделано. А сделано это Марталером в спектакле «Мы берем это на себя» (Mirnämedsuföis– оригинальное верхненемецкое название) труппы Schauspielhaus из Цюриха временами изящно, временами очень остроумно, временами запутанно-метафорично (признаюсь честно, иногда и до потери нити смысла - по крайней мере, мной).

Сцена, устроенная художником Дури Бишоффом – нечто среднее между рубкой звездолета и гостиной умеренной казенности. Пассажиры – те, кому устроители аттракциона предложили отдохнуть от становящейся все более непредсказуемой земной жизни. По ходу дела каждый рассказывает свою историю. Монолог хозяйки кондитерской, на которую неожиданно свалилось наследство в виде фирмы типа «Рогов и копыт», проворачивающей спекуляции по всему миру, уморителен. Скороговорка специалиста по черному интернет-пиару сравнима по драйву с арией «Клевета» Россини, только сыплет он не итальянскими словечками, а современным айти-косноязычием вроде «копипастить, чипить, овердрессить».

По ходу действия аттракционы становятся все более экстремальными. Фото автора

Дальше начинаются повороты сюжета, заставляющие предположить, что перед нами никакой не полет, а обыкновенное жульничество. Благотворительный аукцион оборачивается мега-аферой, устроенной бортпроводницей для изъятия астрономических сумм у махинаторской компании, которая в свои лучшие времена сама могла бы весь мир облапошить. Реклама чудо-препарата, который решит все медицинские проблемы клиентов, и у них уже начинают светиться надеждой глаза – разоблачается через минуту фразой из того же рекламного клипа: «Только такого лекарства в природе не существует». Даже крутейший информационный блок «звездолета» на поверку оказывается обыкновенной печкой для сауны, да еще и не работающей. Над бывшими властителями мира откровенно издеваются.

Однако, похоже, и за пределами рубки-салона ничего хорошего не происходит – в заключительной сцене нам рассказывают о вырождении уже не группки космических путешественников, а о катастрофе всей Земли, в которой жизнь погибнет, за исключением разве моллюсков.

Кончается все невеселой картиной апокалипсиса. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Так о чем спектакль – о безнадежности элиты или всего человечества? Включая нас, зрителей, которых тоже ведь на протяжении двух часов постановки многократно надувают огромным количеством кульминаций и ложных финалов, когда мы думаем: ну все, порок наказан… или: ну все, жулик переродился в святого…

Очень много, видимо, хотел здесь сказать Марталер. Так много, что не все уместилось в моей маломощной голове. Упрек, разумеется, не постановщику, а зрителю.

Но что точно вызвало восторг – это потрясающая музыкальность пьесы. Впрочем, нормальная для Марталера, флейтиста, гобоиста, композитора по первой профессии – помните хоть те же «Знакомые чувства, смешанные лица»? И нынешняя постановка прошита цитатами из великих партитур, причем исполняют их сами актеры – и два пианиста, живописно вырастающие иногда из оркестровой ямы, как воины Ясона из зубов дракона, а большей частью играющие прямо из чрева сцены. Временами безумно смешно: например, когда в момент сбора благотворительной суммы звучит вариация на Шиллера и Бетховена: «Обнимитесь, миллиарды».

Но главный композитор здесь не Бетховен, а Вагнер. С его «Летучего голландца» начинается, его хором пилигримов из «Тангейзера» и «Прощанием Вотана с Брунгильдой» продолжается. И, с небольшими отклонениями в «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси, в современную поп-музыку вроде Элтона Джона – в Вагнера и возвращается: в вечных водах из «Золота Рейна» мир тонет ко всем чертям.

Спасибо фестивалю NET за этот хитрый музыкально-драматический ребус на веселенькую тему апокалипсиса. Сотворенного, конечно же, не высшими силами, а самими людьми.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5088
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...