Главная Культура 00:25 26 Декабря 2018 8498
Хрустальные реки с кислотными берегами

Российское кино: итоги киногода внушают оптимизм

Леонид Павлючик
1960-е годы. Московские зрители в очереди за билетами на премьеру в кинотеатр «Ударник». Возможно, нечто подобное мы увидим снова?

Предновогодний экран, начиная с четверга, окажется завален праздничными «Елками». Тимур Бекмамбетов обещает, что нынешний выпуск франшизы станет последним. Но, зная изменчивый характер наших продюсеров, я бы не исключал, что вечнозеленые «Елки» расцветут пышным цветом и в следующем году. А пока народ раскупает билеты в кинотеатры, увеличивая и без того солидные кассовые сборы, которыми порадовал уходящий год.

2018-й стал поистине рекордным для нашей киноиндустрии по многим показателям. И главный из них — увеличение доли российских фильмов в прокате. Я долго живу на свете и хорошо помню те относительно недавние времена, когда отечественные ленты собирали всего 2% от всей кассы. Руководители киноотрасли сокрушенно разводили руками: мол, с Голливудом не поспоришь.

Оказалось, это не совсем так. В последние годы мы резко увеличили количество снимаемых фильмов (порядка 130 игровых картин в год), что заставило Голливуд потесниться на экране. Доля российского кино в прокате уже второй год подряд составляет 30%. Напомню: во Франции, которую часто ставят в пример, доля национального кино составляет 35-45%. «Еще немного, еще чуть-чуть» — и мы окажемся вровень с самыми успешными кинодержавами Европы.

Самое отрадное, что внушительные сборы приходятся не только на экранную жвачку типа «Бабушки легкого поведения», но и на весьма достойные в художественном отношении ленты. Так, самым кассовым фильмом года стала захватывающая спортивная драма «Движение вверх», собравшая гигантскую для нашего кино сумму в три миллиарда рублей. Ленту о яркой победе советской сборной по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде посмотрели более 12 миллионов зрителей. Чуть больше народа в свое время пришло только на знаменитый «Аватар», совершивший визуальную революцию в кино.

Второе и третье места на пьедестале почета заняли популярные в этом сезоне спортивные драмы «Лед» (1,4 млрд) и «Тренер» (0,8 млрд рублей). В число лидеров проката вошли анимационная лента «Три богатыря и принцесса Египта» и молодежная комедия «Я худею» (по 0,6 млрд). Всего с начала года российские фильмы посмотрели более 55 млн зрителей — еще один рекорд нашего кино за последние четверть века.

Но не только кассовыми сборами славен уходящий киногод. Российское кино было весьма достойно представлено на главных фестивалях мира. В Берлине приз за лучшее художественное решение получил байопик «Довлатов» Алексея Германа — младшего. В Каннах с большим успехом была показана картина «Лето» Кирилла Серебренникова, до самого финала лидировавшая в рейтинге кинопрессы. Второй участник каннского кинористалища — фильм «Айка» Сергея Дворцевого, созданный при участии пяти стран, включая Россию, — был отмечен призом за лучшее исполнение женской роли (Самал Еслямова). Буквально в эти дни «Айка» вошла в шорт-лист «Оскара» от Казахстана. В России фильм о жизни гастарбайтеров в Москве будет показан в начале следующего года.

В Венеции призом за лучшую женскую роль отметили Наталью Кудряшову — звезду удивительного фильма «Человек, который удивил всех» в постановке Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. На Московском международном фестивале, который был самым сильным за последние годы, победила якутская мудрая притча «Царь-птица». Наконец, гроздь наград собрал на фестивалях — от Чехии до Америки и от Ирландии до Египта — фильм «Подбросы» Ивана Твердовского, в метафорической форме рассказывающий о коррупционном беспределе, царящем в российском обществе.

Другое дело, что широкий зритель не привык (или отвык) смотреть проблемное, социальное кино, и многие фильмы, прогремевшие на фестивалях, прошли в нашем прокате скромно. Оно и неудивительно: «намоленные» синефилами площадки для авторского кино есть только в Москве, Питере и максимум еще в двух-трех городах, чего, конечно, мало для огромной страны.

Вот бы руководителям нашего кино заняться созданием сети небольших кинозалов для арт-хаусных фильмов, оказать им и кинотеатрам такого рода поддержку. Вместо этого Минкультуры и Фонд кино тратят немалые деньги и силы для продвижения патриотических блокбастеров, снятых «без божества, без вдохновенья», на одном только конъюнктурном, ремесленническом усердии.

К слову, кинокритики и киножурналисты в этом году впервые решили отметить не только лучшие, но и худшие фильмы года. Среди претендентов — суетливая, абсолютно не смешная комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна, агрессивно перевирающая историю эпопея «Танки» Кима Дружинина и антигуманная драма «Временные трудности» Михаила Расходникова. Эти фильмы по выходе сопровождал залп критических рецензий, теперь один из них будет увенчан то ли «Золотой клюквой», то ли иной экзотической наградой, название которой пока держится критиками в тайне.

Но не «клюквенные» фильмы определяют лицо нашего кино. В российский кинематограф все чаще приходят молодые авторы — свободные, смелые, не одурманенные ТВ-пропагандой. Начинающих режиссеров в нашем кино нынче так много, что на «Кинотавре» организовали для них специальный конкурс дебютов, где главный приз разделили яркие фильмы «Кислота» в постановке актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина и «Глубокие реки» в режиссуре Владимира Битокова, ученика Александра Сокурова.

На другом крупнейшем отечественном фестивале — выборгском «Окне в Европу» — победили дебютанты Кирилл Соколов с фильмом «Папа, сдохни» и Дарья Жук с «Хрусталем». Уже упоминавшаяся «Царь-птица», победившая на ММКФ, — тоже дебют. Как и «Собибор» Константина Хабенского — несовершенная, но искренняя и страстная режиссерская работа известного актера, представлявшая нашу страну на «Оскаре». Словом, молодые талантливые режиссеры задают сегодня тон на экране, и это дарит надежду если не на взлет, то на неуклонное движение нашего кино вверх.

Топ-15

Лучшие российские фильмы 2018 года по версии кинообозревателя «Труда» (в алфавитном порядке)

«Война Анны» Алексея Федорченко

«Глубокие реки» Владимира Битокова

«Движение вверх» Антона Мегердичева

«Довлатов» Алексея Германа — младшего

«История одного назначения» Авдотьи Смирновой

«Как я стал...» Павла Мирзоева

«Кислота» Александра Горчилина

«Лето» Кирилла Серебренникова

«Подбросы» Ивана Твердовского

«Сердце мира» Натальи Мещаниновой

«Собибор» Константина Хабенского

«Фагот» Бориса Гуца

«Хрусталь» Дарьи Жук

«Царь-птица» Эдуарда Новикова

«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9370
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7068
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?