Главная Культура 00:25 26 Декабря 2018 8559
Хрустальные реки с кислотными берегами

Российское кино: итоги киногода внушают оптимизм

Леонид Павлючик
1960-е годы. Московские зрители в очереди за билетами на премьеру в кинотеатр «Ударник». Возможно, нечто подобное мы увидим снова?

Предновогодний экран, начиная с четверга, окажется завален праздничными «Елками». Тимур Бекмамбетов обещает, что нынешний выпуск франшизы станет последним. Но, зная изменчивый характер наших продюсеров, я бы не исключал, что вечнозеленые «Елки» расцветут пышным цветом и в следующем году. А пока народ раскупает билеты в кинотеатры, увеличивая и без того солидные кассовые сборы, которыми порадовал уходящий год.

2018-й стал поистине рекордным для нашей киноиндустрии по многим показателям. И главный из них — увеличение доли российских фильмов в прокате. Я долго живу на свете и хорошо помню те относительно недавние времена, когда отечественные ленты собирали всего 2% от всей кассы. Руководители киноотрасли сокрушенно разводили руками: мол, с Голливудом не поспоришь.

Оказалось, это не совсем так. В последние годы мы резко увеличили количество снимаемых фильмов (порядка 130 игровых картин в год), что заставило Голливуд потесниться на экране. Доля российского кино в прокате уже второй год подряд составляет 30%. Напомню: во Франции, которую часто ставят в пример, доля национального кино составляет 35-45%. «Еще немного, еще чуть-чуть» — и мы окажемся вровень с самыми успешными кинодержавами Европы.

Самое отрадное, что внушительные сборы приходятся не только на экранную жвачку типа «Бабушки легкого поведения», но и на весьма достойные в художественном отношении ленты. Так, самым кассовым фильмом года стала захватывающая спортивная драма «Движение вверх», собравшая гигантскую для нашего кино сумму в три миллиарда рублей. Ленту о яркой победе советской сборной по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде посмотрели более 12 миллионов зрителей. Чуть больше народа в свое время пришло только на знаменитый «Аватар», совершивший визуальную революцию в кино.

Второе и третье места на пьедестале почета заняли популярные в этом сезоне спортивные драмы «Лед» (1,4 млрд) и «Тренер» (0,8 млрд рублей). В число лидеров проката вошли анимационная лента «Три богатыря и принцесса Египта» и молодежная комедия «Я худею» (по 0,6 млрд). Всего с начала года российские фильмы посмотрели более 55 млн зрителей — еще один рекорд нашего кино за последние четверть века.

Но не только кассовыми сборами славен уходящий киногод. Российское кино было весьма достойно представлено на главных фестивалях мира. В Берлине приз за лучшее художественное решение получил байопик «Довлатов» Алексея Германа — младшего. В Каннах с большим успехом была показана картина «Лето» Кирилла Серебренникова, до самого финала лидировавшая в рейтинге кинопрессы. Второй участник каннского кинористалища — фильм «Айка» Сергея Дворцевого, созданный при участии пяти стран, включая Россию, — был отмечен призом за лучшее исполнение женской роли (Самал Еслямова). Буквально в эти дни «Айка» вошла в шорт-лист «Оскара» от Казахстана. В России фильм о жизни гастарбайтеров в Москве будет показан в начале следующего года.

В Венеции призом за лучшую женскую роль отметили Наталью Кудряшову — звезду удивительного фильма «Человек, который удивил всех» в постановке Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. На Московском международном фестивале, который был самым сильным за последние годы, победила якутская мудрая притча «Царь-птица». Наконец, гроздь наград собрал на фестивалях — от Чехии до Америки и от Ирландии до Египта — фильм «Подбросы» Ивана Твердовского, в метафорической форме рассказывающий о коррупционном беспределе, царящем в российском обществе.

Другое дело, что широкий зритель не привык (или отвык) смотреть проблемное, социальное кино, и многие фильмы, прогремевшие на фестивалях, прошли в нашем прокате скромно. Оно и неудивительно: «намоленные» синефилами площадки для авторского кино есть только в Москве, Питере и максимум еще в двух-трех городах, чего, конечно, мало для огромной страны.

Вот бы руководителям нашего кино заняться созданием сети небольших кинозалов для арт-хаусных фильмов, оказать им и кинотеатрам такого рода поддержку. Вместо этого Минкультуры и Фонд кино тратят немалые деньги и силы для продвижения патриотических блокбастеров, снятых «без божества, без вдохновенья», на одном только конъюнктурном, ремесленническом усердии.

К слову, кинокритики и киножурналисты в этом году впервые решили отметить не только лучшие, но и худшие фильмы года. Среди претендентов — суетливая, абсолютно не смешная комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна, агрессивно перевирающая историю эпопея «Танки» Кима Дружинина и антигуманная драма «Временные трудности» Михаила Расходникова. Эти фильмы по выходе сопровождал залп критических рецензий, теперь один из них будет увенчан то ли «Золотой клюквой», то ли иной экзотической наградой, название которой пока держится критиками в тайне.

Но не «клюквенные» фильмы определяют лицо нашего кино. В российский кинематограф все чаще приходят молодые авторы — свободные, смелые, не одурманенные ТВ-пропагандой. Начинающих режиссеров в нашем кино нынче так много, что на «Кинотавре» организовали для них специальный конкурс дебютов, где главный приз разделили яркие фильмы «Кислота» в постановке актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина и «Глубокие реки» в режиссуре Владимира Битокова, ученика Александра Сокурова.

На другом крупнейшем отечественном фестивале — выборгском «Окне в Европу» — победили дебютанты Кирилл Соколов с фильмом «Папа, сдохни» и Дарья Жук с «Хрусталем». Уже упоминавшаяся «Царь-птица», победившая на ММКФ, — тоже дебют. Как и «Собибор» Константина Хабенского — несовершенная, но искренняя и страстная режиссерская работа известного актера, представлявшая нашу страну на «Оскаре». Словом, молодые талантливые режиссеры задают сегодня тон на экране, и это дарит надежду если не на взлет, то на неуклонное движение нашего кино вверх.

Топ-15

Лучшие российские фильмы 2018 года по версии кинообозревателя «Труда» (в алфавитном порядке)

«Война Анны» Алексея Федорченко

«Глубокие реки» Владимира Битокова

«Движение вверх» Антона Мегердичева

«Довлатов» Алексея Германа — младшего

«История одного назначения» Авдотьи Смирновой

«Как я стал...» Павла Мирзоева

«Кислота» Александра Горчилина

«Лето» Кирилла Серебренникова

«Подбросы» Ивана Твердовского

«Сердце мира» Натальи Мещаниновой

«Собибор» Константина Хабенского

«Фагот» Бориса Гуца

«Хрусталь» Дарьи Жук

«Царь-птица» Эдуарда Новикова

«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5552
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5200
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...