Российское кино: итоги киногода внушают оптимизм
Предновогодний экран, начиная с четверга, окажется завален праздничными «Елками». Тимур Бекмамбетов обещает, что нынешний выпуск франшизы станет последним. Но, зная изменчивый характер наших продюсеров, я бы не исключал, что вечнозеленые «Елки» расцветут пышным цветом и в следующем году. А пока народ раскупает билеты в кинотеатры, увеличивая и без того солидные кассовые сборы, которыми порадовал уходящий год.
2018-й стал поистине рекордным для нашей киноиндустрии по многим показателям. И главный из них — увеличение доли российских фильмов в прокате. Я долго живу на свете и хорошо помню те относительно недавние времена, когда отечественные ленты собирали всего 2% от всей кассы. Руководители киноотрасли сокрушенно разводили руками: мол, с Голливудом не поспоришь.
Оказалось, это не совсем так. В последние годы мы резко увеличили количество снимаемых фильмов (порядка 130 игровых картин в год), что заставило Голливуд потесниться на экране. Доля российского кино в прокате уже второй год подряд составляет 30%. Напомню: во Франции, которую часто ставят в пример, доля национального кино составляет 35-45%. «Еще немного, еще чуть-чуть» — и мы окажемся вровень с самыми успешными кинодержавами Европы.
Самое отрадное, что внушительные сборы приходятся не только на экранную жвачку типа «Бабушки легкого поведения», но и на весьма достойные в художественном отношении ленты. Так, самым кассовым фильмом года стала захватывающая спортивная драма «Движение вверх», собравшая гигантскую для нашего кино сумму в три миллиарда рублей. Ленту о яркой победе советской сборной по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде посмотрели более 12 миллионов зрителей. Чуть больше народа в свое время пришло только на знаменитый «Аватар», совершивший визуальную революцию в кино.
Второе и третье места на пьедестале почета заняли популярные в этом сезоне спортивные драмы «Лед» (1,4 млрд) и «Тренер» (0,8 млрд рублей). В число лидеров проката вошли анимационная лента «Три богатыря и принцесса Египта» и молодежная комедия «Я худею» (по 0,6 млрд). Всего с начала года российские фильмы посмотрели более 55 млн зрителей — еще один рекорд нашего кино за последние четверть века.
Но не только кассовыми сборами славен уходящий киногод. Российское кино было весьма достойно представлено на главных фестивалях мира. В Берлине приз за лучшее художественное решение получил байопик «Довлатов» Алексея Германа — младшего. В Каннах с большим успехом была показана картина «Лето» Кирилла Серебренникова, до самого финала лидировавшая в рейтинге кинопрессы. Второй участник каннского кинористалища — фильм «Айка» Сергея Дворцевого, созданный при участии пяти стран, включая Россию, — был отмечен призом за лучшее исполнение женской роли (Самал Еслямова). Буквально в эти дни «Айка» вошла в шорт-лист «Оскара» от Казахстана. В России фильм о жизни гастарбайтеров в Москве будет показан в начале следующего года.
В Венеции призом за лучшую женскую роль отметили Наталью Кудряшову — звезду удивительного фильма «Человек, который удивил всех» в постановке Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. На Московском международном фестивале, который был самым сильным за последние годы, победила якутская мудрая притча «Царь-птица». Наконец, гроздь наград собрал на фестивалях — от Чехии до Америки и от Ирландии до Египта — фильм «Подбросы» Ивана Твердовского, в метафорической форме рассказывающий о коррупционном беспределе, царящем в российском обществе.
Другое дело, что широкий зритель не привык (или отвык) смотреть проблемное, социальное кино, и многие фильмы, прогремевшие на фестивалях, прошли в нашем прокате скромно. Оно и неудивительно: «намоленные» синефилами площадки для авторского кино есть только в Москве, Питере и максимум еще в двух-трех городах, чего, конечно, мало для огромной страны.
Вот бы руководителям нашего кино заняться созданием сети небольших кинозалов для арт-хаусных фильмов, оказать им и кинотеатрам такого рода поддержку. Вместо этого Минкультуры и Фонд кино тратят немалые деньги и силы для продвижения патриотических блокбастеров, снятых «без божества, без вдохновенья», на одном только конъюнктурном, ремесленническом усердии.
К слову, кинокритики и киножурналисты в этом году впервые решили отметить не только лучшие, но и худшие фильмы года. Среди претендентов — суетливая, абсолютно не смешная комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна, агрессивно перевирающая историю эпопея «Танки» Кима Дружинина и антигуманная драма «Временные трудности» Михаила Расходникова. Эти фильмы по выходе сопровождал залп критических рецензий, теперь один из них будет увенчан то ли «Золотой клюквой», то ли иной экзотической наградой, название которой пока держится критиками в тайне.
Но не «клюквенные» фильмы определяют лицо нашего кино. В российский кинематограф все чаще приходят молодые авторы — свободные, смелые, не одурманенные ТВ-пропагандой. Начинающих режиссеров в нашем кино нынче так много, что на «Кинотавре» организовали для них специальный конкурс дебютов, где главный приз разделили яркие фильмы «Кислота» в постановке актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина и «Глубокие реки» в режиссуре Владимира Битокова, ученика Александра Сокурова.
На другом крупнейшем отечественном фестивале — выборгском «Окне в Европу» — победили дебютанты Кирилл Соколов с фильмом «Папа, сдохни» и Дарья Жук с «Хрусталем». Уже упоминавшаяся «Царь-птица», победившая на ММКФ, — тоже дебют. Как и «Собибор» Константина Хабенского — несовершенная, но искренняя и страстная режиссерская работа известного актера, представлявшая нашу страну на «Оскаре». Словом, молодые талантливые режиссеры задают сегодня тон на экране, и это дарит надежду если не на взлет, то на неуклонное движение нашего кино вверх.
Лучшие российские фильмы 2018 года по версии кинообозревателя «Труда» (в алфавитном порядке)
«Война Анны» Алексея Федорченко
«Глубокие реки» Владимира Битокова
«Движение вверх» Антона Мегердичева
«Довлатов» Алексея Германа — младшего
«История одного назначения» Авдотьи Смирновой
«Как я стал...» Павла Мирзоева
«Кислота» Александра Горчилина
«Лето» Кирилла Серебренникова
«Подбросы» Ивана Твердовского
«Сердце мира» Натальи Мещаниновой
«Собибор» Константина Хабенского
«Фагот» Бориса Гуца
«Хрусталь» Дарьи Жук
«Царь-птица» Эдуарда Новикова
«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова