Главная Культура 00:24 26 Декабря 2018 4403
Как еще один кот ворвался в литературу

Самый яркий литературный дебют уходящего года - роман Григория Служителя «Дни Савелия»

Александр Славуцкий
Как признался Григорий, он как человек ленивый в принципе любит отдых

Удивительно, что автор не профессиональный литератор, по крайней мере, таковым до последнего времени не считался. Он актер, служит в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Но что-то очень важное он сумел подметить в нашей жизни и описать это так, что книгу невозможно просто пролистать. С первых страниц погружаешься в мир главного героя — кота Савелия. И все его тревоги и удачи, встречи и разлуки, потери и обретения уже не отпускают тебя до последней страницы, и если глаза твои остались сухими — значит, что-то с тобой не так. История по-человечески пронзительная, хоть ее герой и ходит на четырех лапах...

— Толчком к написанию книги стала смерть моей горячо любимой кошки, она сгорела за четыре дня. Но задолго до этого приходили идеи литературного свойства. Делал заметки, набрасывал образы... Кот Савелий — целиком сочиненный персонаж. Правда, его подруга действительно напоминает мою кошку. Кот Боцман, его приятель — пес и многие другие встречающиеся на пути Савелия личности хоть и содержат какие-то черточки характеров моих знакомых, сходство имеют условное. Сейчас говорят, будто коты в книге лишь метафора, под масками — люди. Нет, это история именно кошек, хотя, конечно, прямых параллелей с нашим миром не избежать.

— Но сперва, насколько знаю, вы хотели написать книгу о бродягах-людях. Почему тот замысел трансформировался?

— Да, лет пять-шесть назад я принялся за роман о двух нищих, бредущих с Басманной к Парку Горького. Но мой замысел споткнулся об отсутствие ядра, вокруг которого строится повествование, и я бросил работу. Образ четвероногих существ, выброшенных людским обществом, но принимающих такое устройство жизни, ни о чем не просящих и не жалеющих, все поставил на место.

— Отчего вас тянет к таким неприкаянным героям?

— Я не любитель ругать действительность, она, быть может, во многом и прекрасна. Но наше время просто одержимо сложением, приобретением и потреблением. Мне захотелось рассказать про тех, кто ничего не приобретает, а только теряет, никакой капитал в их лапах не задерживается — но от этого ни доброты, ни сочувствия к себе подобным в них не убывает. При этом обойтись без лозунгов и призывов на баррикады. Если совсем коротко, то «Дни Савелия» — роман о потерях.

— Но в нем много не философского, а вполне актуального, сегодняшнего, в том числе и гротеска, и сатиры. Чего стоит, например, эпизод, в котором гастарбайтеры снимают для жилья помещение в здании ФМС...

— Сатира высмеивает, а я склонен к иронии, никого высмеивать не собирался. Стремился писать так, чтобы и потом, когда черты времени уйдут, мои герои и их переживания оставались интересными и узнаваемыми. Кстати, у людей в книге тоже нет прототипов. Например, у меня есть хороший друг — киргиз, его жена помогала мне составлять фразы на киргизском языке, которые есть в романе. Но не более того.

— В судьбе книги важную роль сыграл писатель Евгений Водолазкин. Как это случилось?

— Мы были шапочно знакомы, он знал меня как актера. Лет пять назад под впечатлением от его прозы я написал ему восторженное письмо. Затем мы пару раз встречались во время гастролей нашего театра в Питере, наведывался Евгений Германович к нам на спектакли в Москве. Но мне было неловко пользоваться нашим знакомством, поэтому сначала я отправил рукопись писательнице Марине Степновой и критику Александру Гаврилову.

Гаврилов посоветовал все же показать рукопись Водолазкину. Дальнейшая история вам известна. Евгений Германович написал предисловие, дал книге путевку.

Вообще-то я человек самокритичный. Но книжка о Савелии, по моему убеждению, сложилась, получилась такой, какой я хотел ее видеть. Это для меня важнее читательского признания. И все же я не ожидал успеха, был готов к тому, что придется публиковать роман по частям в «Фейсбуке». Конечно, сейчас я уже попался на удочку удачи. Прошла одна допечатка — уже спрашиваю, когда следующая. Но главное, я начал относиться к литературному труду серьезней. Понимаю, что писателю нужно быть в тонусе, сохранять напряжение, иначе быстро остынешь. Как в спорте, где необходимо ежедневно тренироваться. Работаю над несколькими рассказами и повестями, есть и замысел более крупной книги.

— А как же актерская работа?

— Я ее не бросил, как трудно порой ни приходится, она для меня не менее важна, чем литература. Тем более, мне посчастливилось оказаться в замечательном коллективе Сергея Женовача.

— А как на вас сказалась свалившаяся литературная слава?

— За годы в театре я успел привыкнуть к вниманию публики. Конечно, приятно, что книгу читают, что следующей моей работе уже изначально обеспечен интерес аудитории. Но не больше того.

— Ткань вашей книги очень музыкальна, вы то и дело поминаете знаменитую тему Вивальди...

— Люблю музыку. Хотелось, чтобы текст звучал то как плавное легато, то как отрывистое стаккато. Я и писал часто под музыку, которая помогала поймать нужное настроение и тон. У меня, кстати, есть своя группа, такой кавер-бенд. Для нас с друзьями это прекрасная возможность выпустить пар — люблю после спектакля попеть.

— Вы даже прошли в программу «Голос», но почему-то не стали в ней выступать.

— В позапрошлом году моя жена, с которой мы на тот момент уже расстались, вдруг сообщила, что записала меня на прослушивание в Останкино. Я закричал: «Саша, какой «Голос»?!» Но через час стоял с гитарой в очереди претендентов. Выступил и даже прошел в группу тех, на кого устроители твердо рассчитывают. Был готов выйти на «слепое» прослушивание, но передо мной отобрали последнего участника. Вышел Юрий Аксюта, музыкальный продюсер Первого канала, и сказал: «Григорий, не волнуйся, с тебя мы начнем следующий сезон». А через год, к следующему сезону «Голоса», у меня уже вышел «Савелий», и певческий конкурс перестал быть интересен. Мне из программы звонили, не понимая, как это — человеку предлагают участие, а он отказался. Но мне действительно было уже не до того — нашлись дела, которые, с моей точки зрения, более достойны затрат времени и эмоций. Сцена, литература — показалось, что этих двух китов моему миру достаточно, третий в виде телевидения уже не нужен.

— Кто ваши друзья?

— В основном актеры и музыканты. За этот год я перезнакомился и со многими литераторами, раньше эта среда мне была совсем неизвестна. В ней много интересных, глубоких людей, хотя в целом мир этот гораздо злее, чем мир театра и музыки.

— Вы работоголик?

— Как человек ленивый, я в принципе люблю отдых. А в работе стараюсь экономить силы и пускать в ход имеющиеся наработки. Например, в книге про Савелия использовал около 4 тысяч заметок из айфона, сделанных мною в разные годы, большей частью во время прогулок по городу. Люблю бродить по Москве, которую неплохо знаю — она меня вдохновляет. Среди дальних краев тоже есть абсолютно мое место: остров Крит. Объездил его вдоль и поперек, думаю учить греческий язык. Из способов релаксации люблю бег, он для меня сродни медитации. Но лучше всего — это погружение в музыку, без которой не могу жить.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5609
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5262
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...