Музей-усадьба «Остафьево» предоставил свои залы коллегам из «Останкино» для «Игры в бисер». Выставка, посвященная этому ювелирному во всех смыслах искусству, открылась на «женской половине» парадной анфилады главного усадебного дома. Легендарный дворец-театр Шереметевых, как известно, уже много лет закрыт на реставрацию, но сотрудники музея (ныне объединенного в одну структуру с другим дворцом древней фамилии — «Кусково») с завидной регулярностью устраивают «гостевые» экспозиции, делая все возможное, чтобы бесценные шереметевские собрания не исчезали из поля зрения любителей старины.
Место для «Игры в бисер» выбрано неслучайно. «Остафьево» более 100 лет было вотчиной князей Вяземских. Долгое время ею владел один из ближайших друзей Пушкина Петр Андреевич Вяземский, сыну которого Александр Сергеевич оставил знаменитое шутливое послание «Душа моя, Павел, держись моих правил». Последний представитель этой ветви Петр Павлович составил себе блестящую военную карьеру, жил в Петербурге и семейное гнездо посещал крайне редко. В конце концов он продал имение мужу своей сестры Екатерины — Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Так что прекрасная коллекция бисера из «Останкино» чувствует себя в остафьевских стенах почти как дома.
Остафьево - прекрасная «рамка» для выставки. Например, эта ширма с зеркальцами для обзора дамских ботинок принадлежала супруге хозяина - поэта Петра Вяземского.
«Остафьево» окружило эту хрупкую красоту достойной «рамой»: старинная массивная мебель создает атмосферу, которой так завораживают нас классические русские усадьбы. Большая ее часть не просто аутентики, отражающие эпоху, но подлинные вещи семейства Вяземских. Массивная трехстворчатая ширма с искусными цветочными инкрустациями некогда обитала в спальне хозяйки дома, а бельевой шкаф стоял в гостевой комнате усадьбы, где в 1849 году останавливался Николай Васильевич Гоголь. На фоне всех этих обстоятельных диванов, столиков и кресел невесомые бисерные шедевры выглядят просто восхитительно.
Арабы словом «бусер» (с ударением на е) назвали известные еще древним египтянам крошечные шарики из непрозрачного стекла, имитирующие речной жемчуг, один из самых популярных материалов для украшения одежды. Натурального жемчуга катастрофически не хватало — жемчужницы добывались самыми варварскими методами, и их «поголовье» просто не успевало восстанавливаться, а роскошной одежды требовалось все больше. Кто первым придумал изготавливать бусинки-бисеринки, способные сиять таким же нежным матовым светом, как и настоящий жемчуг, история умалчивает.
Качественный бисер и сегодня удовольствие не из дешевых, а в старину он был и вовсе драгоценен — везли его в основном из Италии. Михайло Васильевич Ломоносов много занимался экспериментами по созданию цветного стекла, и они, как известно, увенчались успехом. Причем выдающийся ученый думал не только о витражах и мозаиках, но и о прекрасных дамах, которым отечественный бисер пришелся бы и по вкусу, и по кошельку. В своем «Письме о пользе Cтекла» он писал:
Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало Стекло?
В 1752 году Ломоносов получил разрешение на строительство в Усть-Рудице, неподалеку от Ораниенбаума, фабрики для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Через два года фабрика выдала первый отечественный бисер, стеклярус и множество иного «стеклянного товару». Украшениями, изготовленными на этой фабрике, были вышиты уникальные панно Стеклярусного кабинета Китайского дворца, который для Екатерины Великой выстроил выдающийся итальянский архитектор Антонио Ринальди. Увы, просуществовав всего 10 лет, после смерти создателя фабрика закрылась.
Но в целом золотой век бисера длился дольше столетия — до середины XIX века. Бисером расшивали одежду и обувь, сумочки, пояса и перчатки, веера, шнуры для звонков и оправы для зеркал. Им украшали пудреницы и шкатулки, подсвечники и ширмы. Изделия выполнялись в разных техниках: плетение, вязание, ткачество и даже мозаика на восковой основе. Но самой популярной оставалась, конечно же, вышивка. Ее образцы мы можем видеть на самых разных изделиях — от крошечных медальонов до целых картин, кабинетных натюрмортов и жанровых сцен.
Пресс, сохраняющий форму карт (середина XIX века). и другие принадлежности для игры
В старину бисер был куда мельче нынешнего: размер шариков не превосходил миллиметра, а отверстие в диаметре — не больше 0,2-0,3 мм. Не каждая иголка могла в него пролезть, и мастерицам приходилось вынимать иглу, продергивать нить в бусинку и снова вдевать ее в иголку, чтобы сделать стежок. И так снова и снова. Вышивание чехла для карточного мелка (самый маленький экспонат на выставке) могло занять пару недель. А ведь в комплекте с ним представлены коробка для игральных фишек и футляр для карт. Прекрасный подарок главе семейства к именинам!
Шкатулки для рукоделия сам бог велел украшать бисером, как и подушечки для игл и футляры для ножниц. А некоторые искусницы отделывали бисерными вставками целые столики. Один такой стал центром экспозиции — от украшающих его цветов и птиц глаз не отвести! Трудно поверить, что этой красоте немногим меньше двух столетий. Бисер гораздо дольше вышивальных ниток сохраняет яркость цвета, а в старину он насчитывал почти тысячу оттенков — любой живописец позавидовал бы такой палитре.
Кстати
В начале ХХ века бисер пережил своеобразный ренессанс, в середине столетия стал даже очень популярным у хиппи, но потерял в изысканности, утонченности и изяществе. Сегодня он штурмует вершины моды, заменяя собой, как встарь, дорогие натуральные камни, а заодно и примитивный цветной пластик. Как знать, может быть, впереди новый золотой век неумирающего бисера?