Главная Культура 00:10 26 Ноября 2021 11023
Два одиночества в одном купе

На экраны выходит один из главных мировых кинохитов нынешнего года

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена уже завоевал Гран-при (вторую по значимости награду) Каннского фестиваля, а Финляндия выдвинула его на «Оскар». В эти дни «Купе» с успехом идет во Франции, лента куплена для проката рядом стран. Недавнюю московскую премьеру картины сопровождали более противоречивые эмоции и оценки. Оно и понятно: поскольку сюжет «Купе номер 6» основан на российских реалиях, то и смотреть этот фильм мы будем более внимательно и судить о нем — более взыскательно.

Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда, который неторопливо, скрежеща заржавелыми суставами, останавливаясь на темных полустанках, идет в Мурманск. В купе номер шесть (ничем не подкрепленная аллюзия на чеховскую «Палату номер 6») волею судеб оказываются два незнакомых доселе человека. Финская студента Лора (Сейди Хаарла), изучающая археологию, и отвязный русский парень Леха (Юра Борисов). Такое ощущение, что это и про них написал великий Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Она — европейка, эстетка до мозга костей. Любительница ученых разговоров, неторопливого созерцания, медленного чтения. Широко, толерантно смотрящая на вещи. Оставившая в Москве свою русскую возлюбленную Ирину (Динара Друкарова). Девушки собирались ехать в Мурманск вместе, чтобы изучать там наскальные изображения — петроглифы. Но подруга, охладев к своей финской пассии, хотя накануне они провели нежную ночь, от поездки уклонилась. Теперь Лора коротает путь одна.

Вернее, не одна, а в компании быдловатого попутчика, того самого Лехи. Налысо бритого гопника в видавших виды трениках, с бутылкой спирта «Ройал» и куском дешевой колбасы. Это нехитрое богатство он начинает оперативно потреблять сразу после заселения в купе. О петроглифах Леха, разумеется, никогда ничего не слышал. Представляется Лоре бизнесменом, но при этом едет в Мурманск подзаработать деньжат шахтером на тамошнем горно-обогатительном комбинате.

На дворе стоят лихие девяностые. Об этом можно догадаться по кассетному плейеру финской студентки, отсутствию у героев мобильников, скудному антуражу купе с ржавыми матрасами. Но какие у шахтеров были заработки в те годы, мы знаем по голодным шахтерским забастовкам. И когда нам ближе к финалу показывают высокомеханизированный, ярко освещенный ГОК, куда устроился работать Леха, то эта сцена может вызвать только скептическую улыбку.

Как, впрочем, и эпизод с безбилетным финном, который подсаживается к главным героям в купе на диком, заснеженном полустанке где-то между Питером и Мурманском. Как будто финские туристы в те лихие годы вот так запросто, да еще в одиночку, колесили по окраинным просторам закованной в снег и лед России. Его бы самого уже сто раз раздели, обворовали, а в фильме он, к праведному негодованию Лехи, крадет у своей доверчивой соотечественницы ручную кинокамеру и исчезает в ночной тьме.

Сам Леха, проспавшись после ночной пьянки, постепенно начнет являть Лоре свое новое, облагороженное нутро. И поражать ее и наше воображение размашистой широтой русской натуры. То в ресторан пригласит. То на стоянке в Петрозаводске, где поезд застрянет почему-то на всю ночь, Леха непостижимым образом раздобудет машину, сядет за руль и отвезет Лору за город к загадочной русской бабушке, где они в лубяной избушке без устали станут пить самогон, закусывать шанежками и вести беседы до утра. Такие вот национальные скрепы.

Свой коронный номер Леха повторит в Мурманске. Петроглифы окажутся отрезанными от бедной Лоры метелью и штормящим северным морем. Таксисты побоятся ехать через заснеженный перевал, но Леха организует машину и даже рыбацкий сейнер, чтобы доставить Лору к месту назначения, где они будут дурачиться, петь и смеяться, как дети. Откуда у простого шахтера, приехавшего на заработки, такие шальные деньги, останется для зрителей очередной загадкой. Как и то, почему нам все-таки не показали пресловутые петроглифы, из-за которых разгорелся сюжетный сыр-бор.

Спасают фильм актеры. Режиссер, похоже, не очень хорошо изучил жизнь пост-советской России, но с актерами работать умеет. Они играют у него с такой искренней верой в предлагаемые обстоятельства... С такой нежностью относятся к своим одиноким, несчастливым героям... Так подробно и тонко прорисовывают возникающую между ними человеческую симпатию, переходящую то ли в дружбу, то ли в любовь, что если и не оправдывают очевидных сюжетных натяжек и психологических сбоев, то, во всяком случае, при просмотре фильма временами заставляют о них забыть.

В итоге «Купе номер 6» оставляет приятное, хоть и не самое глубокое впечатление. Из этого меланхоличного роуд-муви авторам не удалось извлечь ни цивилизационный, ни социальный конфликт, ни большое смысловое откровение. Нельзя же считать таковым дважды повторяемую в фильме банальность: «Нам нужно знать, откуда мы. Если знаешь прошлое, проще понять настоящее». Так что на выходе получилась еще одна типовая лента про встречу двух одиночеств.

И все бы оно ничего, если бы не Гран-при престижного кинофестиваля, которого этот скромный, отнюдь не новаторский фильм, на мой взгляд, определенно не заслуживал. Похожих картин в мировом кино — вагон с большим прицепом. Достаточно вспомнить голливудский хит «Трудности перевода», который дает финскому фильму солидную фору. Да и старые добрые советские фильмы уровня «Влюблен по собственному желанию» по сравнению с «Купе» выглядят в моих глазах предпочтительнее.

Чем можно объяснить такое неожиданное решение жюри? Наверное, тем, что каннская программа этого года была на редкость жесткой, радикальной. И на фоне завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» «Титана», в котором главная героиня совокуплялась с автомобилями, на фоне удостоенного приза за лучшую режиссуру фильма «Аннет», в котором героиня разродилась куклой, на фоне галюцагенных «Петровых в гриппе», где жена главного героя в приступах бешенства резала кухонным ножом людей, — на этом фоне жюри решило отметить хотя бы один «нормальный» фильм. И здесь незамысловатый, но симпатичный, с «человеческим лицом» и светлым финалом железнодорожный романс оказался как нельзя кстати.

Но, разумеется, это не повод считать «Купе номер 6» недостижимой вершиной современного кино.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5356
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4851
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...