Главная Культура 00:10 26 Ноября 2021 10802
Два одиночества в одном купе

На экраны выходит один из главных мировых кинохитов нынешнего года

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена уже завоевал Гран-при (вторую по значимости награду) Каннского фестиваля, а Финляндия выдвинула его на «Оскар». В эти дни «Купе» с успехом идет во Франции, лента куплена для проката рядом стран. Недавнюю московскую премьеру картины сопровождали более противоречивые эмоции и оценки. Оно и понятно: поскольку сюжет «Купе номер 6» основан на российских реалиях, то и смотреть этот фильм мы будем более внимательно и судить о нем — более взыскательно.

Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда, который неторопливо, скрежеща заржавелыми суставами, останавливаясь на темных полустанках, идет в Мурманск. В купе номер шесть (ничем не подкрепленная аллюзия на чеховскую «Палату номер 6») волею судеб оказываются два незнакомых доселе человека. Финская студента Лора (Сейди Хаарла), изучающая археологию, и отвязный русский парень Леха (Юра Борисов). Такое ощущение, что это и про них написал великий Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Она — европейка, эстетка до мозга костей. Любительница ученых разговоров, неторопливого созерцания, медленного чтения. Широко, толерантно смотрящая на вещи. Оставившая в Москве свою русскую возлюбленную Ирину (Динара Друкарова). Девушки собирались ехать в Мурманск вместе, чтобы изучать там наскальные изображения — петроглифы. Но подруга, охладев к своей финской пассии, хотя накануне они провели нежную ночь, от поездки уклонилась. Теперь Лора коротает путь одна.

Вернее, не одна, а в компании быдловатого попутчика, того самого Лехи. Налысо бритого гопника в видавших виды трениках, с бутылкой спирта «Ройал» и куском дешевой колбасы. Это нехитрое богатство он начинает оперативно потреблять сразу после заселения в купе. О петроглифах Леха, разумеется, никогда ничего не слышал. Представляется Лоре бизнесменом, но при этом едет в Мурманск подзаработать деньжат шахтером на тамошнем горно-обогатительном комбинате.

На дворе стоят лихие девяностые. Об этом можно догадаться по кассетному плейеру финской студентки, отсутствию у героев мобильников, скудному антуражу купе с ржавыми матрасами. Но какие у шахтеров были заработки в те годы, мы знаем по голодным шахтерским забастовкам. И когда нам ближе к финалу показывают высокомеханизированный, ярко освещенный ГОК, куда устроился работать Леха, то эта сцена может вызвать только скептическую улыбку.

Как, впрочем, и эпизод с безбилетным финном, который подсаживается к главным героям в купе на диком, заснеженном полустанке где-то между Питером и Мурманском. Как будто финские туристы в те лихие годы вот так запросто, да еще в одиночку, колесили по окраинным просторам закованной в снег и лед России. Его бы самого уже сто раз раздели, обворовали, а в фильме он, к праведному негодованию Лехи, крадет у своей доверчивой соотечественницы ручную кинокамеру и исчезает в ночной тьме.

Сам Леха, проспавшись после ночной пьянки, постепенно начнет являть Лоре свое новое, облагороженное нутро. И поражать ее и наше воображение размашистой широтой русской натуры. То в ресторан пригласит. То на стоянке в Петрозаводске, где поезд застрянет почему-то на всю ночь, Леха непостижимым образом раздобудет машину, сядет за руль и отвезет Лору за город к загадочной русской бабушке, где они в лубяной избушке без устали станут пить самогон, закусывать шанежками и вести беседы до утра. Такие вот национальные скрепы.

Свой коронный номер Леха повторит в Мурманске. Петроглифы окажутся отрезанными от бедной Лоры метелью и штормящим северным морем. Таксисты побоятся ехать через заснеженный перевал, но Леха организует машину и даже рыбацкий сейнер, чтобы доставить Лору к месту назначения, где они будут дурачиться, петь и смеяться, как дети. Откуда у простого шахтера, приехавшего на заработки, такие шальные деньги, останется для зрителей очередной загадкой. Как и то, почему нам все-таки не показали пресловутые петроглифы, из-за которых разгорелся сюжетный сыр-бор.

Спасают фильм актеры. Режиссер, похоже, не очень хорошо изучил жизнь пост-советской России, но с актерами работать умеет. Они играют у него с такой искренней верой в предлагаемые обстоятельства... С такой нежностью относятся к своим одиноким, несчастливым героям... Так подробно и тонко прорисовывают возникающую между ними человеческую симпатию, переходящую то ли в дружбу, то ли в любовь, что если и не оправдывают очевидных сюжетных натяжек и психологических сбоев, то, во всяком случае, при просмотре фильма временами заставляют о них забыть.

В итоге «Купе номер 6» оставляет приятное, хоть и не самое глубокое впечатление. Из этого меланхоличного роуд-муви авторам не удалось извлечь ни цивилизационный, ни социальный конфликт, ни большое смысловое откровение. Нельзя же считать таковым дважды повторяемую в фильме банальность: «Нам нужно знать, откуда мы. Если знаешь прошлое, проще понять настоящее». Так что на выходе получилась еще одна типовая лента про встречу двух одиночеств.

И все бы оно ничего, если бы не Гран-при престижного кинофестиваля, которого этот скромный, отнюдь не новаторский фильм, на мой взгляд, определенно не заслуживал. Похожих картин в мировом кино — вагон с большим прицепом. Достаточно вспомнить голливудский хит «Трудности перевода», который дает финскому фильму солидную фору. Да и старые добрые советские фильмы уровня «Влюблен по собственному желанию» по сравнению с «Купе» выглядят в моих глазах предпочтительнее.

Чем можно объяснить такое неожиданное решение жюри? Наверное, тем, что каннская программа этого года была на редкость жесткой, радикальной. И на фоне завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» «Титана», в котором главная героиня совокуплялась с автомобилями, на фоне удостоенного приза за лучшую режиссуру фильма «Аннет», в котором героиня разродилась куклой, на фоне галюцагенных «Петровых в гриппе», где жена главного героя в приступах бешенства резала кухонным ножом людей, — на этом фоне жюри решило отметить хотя бы один «нормальный» фильм. И здесь незамысловатый, но симпатичный, с «человеческим лицом» и светлым финалом железнодорожный романс оказался как нельзя кстати.

Но, разумеется, это не повод считать «Купе номер 6» недостижимой вершиной современного кино.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9369
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7067
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?