Историю можно изучать по документам и песням. Если, конечно, документы — подлинные, а песни — хорошие. А уж когда документ подкрепляется песенными строчками, таким свидетельствам цены нет.
Сегодня, в преддверии 100-летия комсомола, мы публикуем фотографии, сделанные в пору строительства Братской ГЭС. Это были не просто плотина и не просто город в тайге, выросший из палаточного лагеря, — это, если хотите, портрет того поколения и той эпохи, о которой и сегодня вспоминают уважительным, добрым, а главное, песенным словом!
В свое время в «Труде» мы публиковали этот снимок, который представили нашим читателям Александра ПАХМУТОВА и Николай ДОБРОНРАВОВ (во втором ряду за Александрой Николаевной). А прокомментировал фото певец Иосиф КОБЗОН. Сегодня Иосифа Давыдовича с нами нет, но фотографии остались в редакционном архиве, и песни, написанные в ту пору, живут в народе, их любят и поют. Вот они — странички из жизни знаменитых комсомольских летописцев.
— Это фото сделано в 1961 году в Иркутской области во время поездки, организованной ЦК комсомола. Знаменитая Братская ГЭС уже была построена, буквально перед нашим приездом залили Братское море. Слева вы видите Фреда Юсфина — легендарного начальника комсомольского штаба стройки, человека, основавшего там клуб «Глобус», приглашавшего творческих людей со всей страны.
Например, Евгения Евтушенко — хотя Фреду не рекомендовали его звать, Евтушенко тогда попал под критику Хрущева и считался опальным. Фред не послушал советчиков, и в результате той поездки появилась великая поэма «Братская ГЭС»: На этой фотографии Жени Евтушенко нет, зато есть Александра Пахмутова и ее супруг Николай Добронравов: это близкие друзья Фреда, полюбившие Братск, охотно там выступавшие. Ну и я попал в кадр — второй справа.
Нам дали катер, и мы отправились по Ангаре к Усть-Илимску, где тогда еще ничего не было построено — только колышек стоял: «Здесь будет сооружена Усть-Илимская ГЭС». На катере мы везли пианино в подарок первому отряду строителей. Проходили Петровские пороги, останавливались в поселках, давали концерты для жителей окрестных сел, для зэков, рубивших тайгу, — их в Сибири всегда было немало. А что, они такие же граждане нашей страны. Аля на этом пианино нам аккомпанировала, мы с Виктором Кохно (популярный в 60-е годы советский певец, впоследствии уехавший за границу. — «Труд») пели. Репертуар был — первые пахмутовские песни «Геологи», «Девчонки танцуют на палубе», песня Аркадия Островского «Мальчишки»: Потом появилась знаменитая «Песня о Братске».
Я и потом бывал в Братске, последний раз — на 80-летии Фреда Юсфина. Очень люблю этот прекрасный, уже современный, цивилизованный город. Но той романтики, что была в нем полвека назад — в первых деревянных общежитиях, в поселке Индия (так в шутку называли индивидуальную застройку), — уже нет...