27 октября телеканал «Культура» покажет финал всероссийского конкурса «Квартет 4×4». Автор этой заметки, идя на итоговый концерт в Зале имени Чайковского, и не предполагал, какое разнообразие составов может скрываться за суховато-академичным словом «квартет».
В название проекта не зря вынесена «вездеходная» формула, означающая: все четверо — ведущие. Квартет действительно обладает универсальной «проходимостью». Так, среди участников встретились и вполне традиционные составы, вроде струнного FX Quartet’а, но иной раз классика звучала в таком преображении, что вряд ли, кроме нынешнего вечера, где-нибудь подобное услышишь. Например, «Утро» Грига в версии для флейт (FluteMasters из Санкт-Петербурга) или органная фуга Баха в поразительном по слитности звучании саксофонов (Российский квартет саксофонистов, Москва).
Будь моя воля, я бы отдал главную премию столичному вокальному ансамблю «Узорика» за чудесную двухчастную композицию из маккартниевского Can’t Buy Me Love и русского духовного песнопения «Слава в вышних Богу». Но жюри в составе пианистки Екатерины Мечетиной, рок-музыканта Александра Ф. Скляра, фольклориста Сергея Старостина и бас-балалаечника Михаила Дзюдзе решило по-другому.
Как — не скажу, чтобы не лишать просмотр интриги. Советую лишь обратить особое внимание на второе отделение концерта, в котором 16 квартетов вместе (!) исполнили попурри на темы цикла концертов Вивальди «Времена года». Дирижировал Фабио Мастранджело, а звучало порой так экзотически, что даже сам «рыжий аббат», подозреваю, был бы по-хорошему удивлен.