В выходные все дороги вокруг Центрального дома художника на Крымском Валу плотно уставили авто разных марок, по преимуществу дорогих. Так начал свою работу 31-й Российский антикварный салон, в экспозиции которого корреспондент «Труда» увидела причудливое сочетание коммерции и творчества.
Давно понятно: Антикварный салон (кстати, единственный в России) — и не магазин, и не выставка. Участие в нем престижно, отмечают галеристы, но далеко не всегда выгодно. Хотя число желающих год от года растет — в этот раз 250 галерей заняли 8600 квадратных метров, хотя немного смущает отсутствие нескольких ярких фигурантов российского арт-рынка, известных галерей. Впрочем, организаторы убеждают в значимости салона как показателя стабильности рынка старого искусства и его привлекательности как «убежища» для финсредств.
Для опытных и крупных игроков на поле сложного, далеко не прозрачного, опасного подделками отечественного арт-рынка выход на пространство салона в ЦДХ — скорее имиджевый шаг, нежели серьезный поиск покупателя. Такие галеристы скорее лишь намекают на свои сокровища, твердо зная: серьезный коллекционер приедет к ним в офис, сделка пройдет с глазу на глаз. Однако напомнить о себе никогда не вредно, и завсегдатаи салона идут на подвиги, собирая напоказ не все подряд, что в доме есть, привозя не просто лучшие вещи, но непременно яркие и способные сложиться во внятно организованную мини-выставку.
Именно тематические экспозиции, а их около 20, более всего радуют глаз на 31-м салоне: не идти же сюда лишь ради некоммерческих проектов, коих раньше было много, а теперь — один. Правда, пафосный и репрезентативный, посвященный знаменитому стилю в искусстве, который на его родине, во Франции, отринули вслед за падением Наполеона, а в России продолжали любить до тех пор, пока его не сменили мещанский бидермейер и бесстилье историзма. Спецпроект «Ампир. Стиль двух императоров» оказался на гребне моды: ныне французы проявляют к ампиру повышенный интерес. Справа от входа в основную зону ярмарки в маленьком зале в двух огромных витринах расставили изысканные интерьерные предметы первой четверти ХIХ века из частных коллекций. Друг напротив друга — портреты императоров, Наполеона и Александра I, но главное тут — мебель, люстры, канделябры из России и Франции, все в мерцании позолоты и хрусталя.
К счастью, подойти к экспонатам — или товару — на самой ярмарке проще. Больше всего повезло русскому авангарду и вообще началу ХХ века — старая живопись, как правило, развешена шпалерно, рассмотреть картины трудно, отвлекает блеск позолоты и мельтешение «соседей». И опытный зритель теряется среди пейзажей, марин и томных головок, когда они «наезжают» одна на другую. Куда приятнее бродить среди стендов, отданных одному художнику, будь то супрематист Илья Чашник, талантливый ученик Малевича (шесть его графических работ выставила Галерея Джеймса Баттервика), или Александр Древин — лидер авангарда с трагической судьбой — в экспозиции «Беспокойное созерцание» от Галереи «Г.О.С.Т.». Сильное впечатление от эскизов театральных декораций Александры Экстер с авторской проработкой — галерея «Акварель» настаивает, что купить их можно только в комплекте, не дробя коллекцию. Ну, а рядом вывешен плакат Сергея Судейкина к гастролям в США театра-кабаре «Летучая мышь», чуть дальше — афиша от Альфонса Мухи, тут уже можно «брать» в розницу.
Несколько слов о том, какое место занимает Россия на мировом рынке антиквариата. По утверждению Василия Бычкова — учредителя Российского антикварного салона и президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, — основной оборот на рынке искусства сейчас происходит в США и Китае. По итогам 2010 года 1-е место в мировом рейтинге продаж занимают США (36%), 2-е — Китай (24%), Великобритания сместилась на 3-е (22%), а Франция — на 4-е место (6%). Россия с ее 3% пока уступает Германии (5%) и Восточной Европе, но в годы кризиса и эпоху глобализации это неплохой результат. Национальные и международные ярмарки искусства, по мнению Бычкова, жизненно необходимы как площадки для реального общения профессионалов рынка и широкой публики. Гораздо больше сделок заключается на ярмарках, чем в галереях, уверен директор ЦДХ и фирмы «Экспо-парк», организующей салоны. Большинство галерей приносит владельцам менее 30 тысяч долларов годового дохода. На долю 2–5% крупнейших дилеров, по данным аналитиков, приходится половина оборота всего галерейного бизнеса. Примерно 10% дилеров в сумме зарабатывают в год около 10 млрд. долларов. Но кто из них находится сейчас в здании ЦДХ — на этот вопрос вам вряд ли ответят.