Количество страждущих, но не могущих заполучить эту самую одежду еще не так велико по сравнению с теми, кто не может позволить себе покупку вещей длительного пользования. Таких, судя по исследованию, 53%. Интересно, что в 2001 году всего 21% россиян не могли купить телевизор или холодильник из-за нехватки денег.
«Это очень странный показатель. Ведь средняя зарплата, судя по данным Росстата, составляет около 20 тысяч рублей. А та же самая
Нам недоступно все
Конечно, велик процент и тех, кому недоступны действительно дорогие вещи, — так ответили 17% опрошенных. Интересно, что количество нуждающихся в холодильниках и телевизорах, равно как и в действительно дорогих вещах, с 2001 года увеличилось — на 26% и 10% соответственно. Эксперты уверены: россиянам свойственно прибедняться и сравнивать себя с соседями.
«Конечно, такие
И приводит пример: средняя зарплата в Советском Союзе составляла около 150 рублей. А «Жигули» можно было приобрести за 6 тысяч рублей. Получается, что, для того чтобы заработать на собственный автомобиль, нужно было трудиться 40 месяцев.
Сейчас же, при средней зарплате 20 тысяч рублей, тот же продукт отечественного автопрома стоит до 200 тысяч рублей. 10 месяцев против 40 — разница налицо.
На что не хватает?
Тем временем количество тех, кто находится в бедственном положении («едва сводит концы с концами, денег не хватает даже на продукты»), с 2001 года уменьшилось почти в четыре раза — с 22 до 6%.
«Но даже в этом случае не стоит забывать, что население постоянно прибедняется и сравнивает себя с соседями. Та же самая одежда — вы видели на улице голых людей? Я — нет, поэтому нужно понять, на какую именно одежду им не хватает денег, — отмечает эксперт. — Да, крупные барахолки действительно закрываются, но ведь остаются и мелкие рынки. Но все и не могут одеваться в
По словам Сергея Смирнова, опрос про доходы все же нужно расширять. Например, спрашивать, на какой именно телевизор отвечающему не хватает денег. Одно дело, когда речь идет о плазменной панели стоимостью 100 тысяч рублей, другое — о небольшом, но хорошем телевизоре за 7–8 тысяч рублей, если даже не дешевле.
А покупаем все больше
Тем временем, пока наши соотечественники говорят о низком уровне доходов, уровень потребления в России постоянно растет. Единственный спад был замечен в прошлом месяце — потребительские расходы, судя по результатам исследования холдинга «Ромир», упали на 1,5%. И то по сравнению с августом, а это лето в стране выдалось «потребительски жарким». Что уж говорить о сравнении
«Россияне стали тратить большие суммы на отдых, мало кто проводит лето на даче. Это ли не показатель? И посмотрите на уровень продаж, который демонстрируют нам торговые сети», — комментирует Сергей Смирнов.
Действительно, структура потребления поменялась. И теперь нужно задавать дополнительные вопросы вроде «Сколько раз в неделю вы едите вне дома?» или «Насколько часто вы обращаетесь за медицинскими услугами? И за какими конкретно?». Благодаря этому будет понятен реальный уровень доходов, и станет ясно: до бедности нам еще очень далеко.
«Нужно заглядывать внутрь каждого ответа. Я далек от таких катастрофических прогнозов по поводу бедности населения», — подытоживает эксперт.