Погасить штраф за мелкие провинности можно будет только в банке. Контролерам запретили брать наличные с безбилетников, а членам административных комиссий — с тех, кто выбрасывает мусор где попало. Но нарушители при этом сознательнее не станут.
Депутаты Госдумы утвердили поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь штраф за мелкие проступки, например за безбилетный проезд в транспорте или выброс мусора в неположенном месте, можно заплатить только в банке. Сейчас за многие нарушения можно было заплатить штраф на месте, взамен контролер выдавал квитанцию. Теперь проверяющий обязан выписать постановление об административном нарушении. С этим документом нарушителю нужно пойти в банк и там уплатить штраф. Сейчас так расправляются, например, с нарушителями правил дорожного движения.
Прежняя схема давала простор для коррупции, отмечает председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. «Нередки случаи, когда дело обходилось без квитанции: нарушитель платил лишь часть штрафа, который шел в карман контролера. Когда нет налички — нет и соблазнов», — отметил депутат. К тому же с контролеров снимается задача выбить штраф: им нужно просто вручить квитанцию. А если нарушитель не погасил штраф, им займутся приставы, и должник лишится имущества, станет невыездным и прочее.
Чтобы дело (например, о безбилетном проезде) получило ход, в постановление нужно вписать данные о нарушителе (фамилия, место проживания). Для этого нужен паспорт. Если нарушитель откажется его представить, то проверяющий может только попросить его проследовать с ним в милицию для дальнейшего разбирательства. «Заяц» вполне может отказаться — и будет прав. «Если за сопротивление сотрудникам милиции грозит уголовная ответственность, то контролеры такого статуса не имеют», — пояснил «Труду» председатель коллегии адвокатов Игорь Трунов. Более того, осознание того, что штраф надо платить в банке, порождает у самого нарушителя желание решить все на месте.
Но если раньше под напором физически крепких контролеров некоторые «зайцы» раскошеливались, то теперь денег за это нарушение властям не видать. В милицию никто не пойдет, безбилетников высадят, а остальным мелким нарушителям, отказавшимся предъявить паспорт (по закону его могут требовать только силовики), контролеры просто погрозят пальцем.
Фокус «Труда»
Чем живут контролеры
Контролер в общественном транспорте проверяет наличие у пассажиров билетов или проездных и соблюдение правил проезда и провоза багажа. А в случае нарушений имеет право налагать штрафы.
Чтобы стать контролером на транспорте, достаточно получить начальное образование по специальности «контролер». Стать им можно и после 11 классов, пройдя специальные курсы, где расскажут о формах проездных, правилах перевозки пассажиров и багажа, научат этике общения с пассажирами. Правда, сегодня зачастую в объявлениях и вакансиях на эту должность напротив позиции «образование» значится фраза «не важно». Также не имеет значения пол соискателя и опыт работы.
В столице оклад контролера составляет в среднем 15 тысяч рублей. Но при этом контролеру также полагаются проценты от общей суммы штрафов — примерно 70%. За безбилетный проезд пассажир должен заплатить штраф в размере 100 рублей (минимальный размер оплаты труда). Если придерживаться принципа «пять „зайцев“ за смену», то можно подзаработать ещё около 7500 рублей. Сами контролеры, которые набили на этом руку, признаются, что если работать корректно и знать психологию пассажира, то можно без нарушений зарабатывать ещё 15–17 тысяч в месяц вдобавок к окладу.