ДАЦИН ЖДЕТ
Официальный визит председателя правительства РФ Михаила Касьянова в КНР начался с торжественной церемонии встречи в Доме народных собраний на следующий день после участия нашего премьера в пекинском форуме глав правительств стран - участниц ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).
Последовавшие переговоры с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао продлились на час дольше запланированного времени - верный признак непростого обсуждения конкретных вопросов двустороннего сотрудничества.
Главным из них, как и предполагалось, стала судьба нефтепровода "Ангарск - Дацин", межправительственное соглашение о сооружении которого с прицелом на экспорт в КНР к 2010 году до 30 млн. тонн российской нефти в год было достигнуто еще несколько лет назад. Однако из-за неопределенности с маршрутом, по которому должна пройти труба по российской территории, ее строительство еще не началось. А вариант создания трубопроводной системы до Находки и вовсе породил в Китае массу спекуляций о намерении России нарушить слово, данное своему стратегическому партнеру.
Между тем потребности экономики КНР в бесперебойных поставках нефти непрерывно растут - в прошлом году импорт этого вида сырья превысил 70 млн. тонн, большей частью морем - из стран Ближнего Востока. Нефтепровод по суше из России, утверждают наши восточные соседи, позволил бы существенно укрепить энергетическую безопасность КНР и накрепко бы спаял стратегическое партнерство между двумя странами. Причем есть и те, кто усматривает в задержке с реализацией ангарско-дацинского проекта козни США, проводящих политику "сдерживания Китая".
Позицию России по вопросу о сооружении нефтепровода в Китай Михаил Касьянов озвучил на совместной с Вэнь Цзябао встрече с прессой в изящно декорированном зале "Хэбэй" уже по завершении переговоров. Живописное золотистое панно за спиной премьера, запечатлевшее устремившуюся ввысь стаю журавлей, как бы проиллюстрировало оптимистический настрой в отношении двусторонних деловых связей.
Россия, заявил глава правительства РФ, от своих обязательств по нефтепроводу в Китай не отказывается, а задержка с его сооружением вызвана исключительно соображениями охраны окружающей среды. По его словам, разработчики проекта уделили недостаточно внимания таким особенностям трассы, как ее прохождение неподалеку от озера Байкал. На доработку документации с учетом замечаний, сказал М. Касьянов, потребуется еще 3 - 4 месяца, после чего она вновь будет представлена на экологическую экспертизу. При этом премьер подчеркнул, что обе страны рассматривают сотрудничество в нефтяном секторе как "самую важную составляющую" деловых связей, а также подсластил пилюлю заявлением о готовности увеличить поставки нефти в Китай по железной дороге до 4,5-5,5 млн. тонн в 2004 - 2005 гг. с последующим наращиванием до того момента, когда будет построен нефтепровод.
Пекин воспринял изложенную российской стороной мотивировку очередной отсрочки внешне довольно спокойно - видимо, с учетом решения Москвы отказать в визе далай-ламе. Вместе с тем премьер Госсовета КНР не преминул заметить, что для дальнейшего наращивания дружбы и сотрудничества между Россией и Китаем необходимы не только политические жесты, но и выполнение Москвой своих деловых обязательств. Он охарактеризовал имеющийся проект как "самый реалистичный и осуществимый, отвечающий интересам всех сторон".