Сегодня в столичном Театре мюзикла состоится торжественное открытие Московского международного кинофестиваля. В последние годы он проводился в апреле. По мне, это было очень удобное время: уже не холодно, еще не жарко, самый кайф бежать по весенней прохладе в кино. В нынешнем году из-за спецоперации решено было перенести ММКФ с апреля на более поздний срок. Выбор пал на конец лета: видимо, хотели приурочить фестиваль к Дню российского кино, который традиционно отмечается 27 августа.
Сказать по совести, это оказалось не самое удачное решение фестивального менеджмента. Накануне 1 сентября родители лихорадочно собирают детей в школу, студенты догуливают последние свободные деньки. К этому добавилась немилосердная жара, обрушившаяся на столицу. Москвичи норовят провести редкие свободные часы на природе. Ясно, что ждать наплыва зрителей, которые и так довольно прохладно относятся нынче к кино, не стоит. В лучшем случае, ММКФ станет праздником для российских кинематографистов, которые получат возможность повстречаться после летних отпусков.
Нынешний фестиваль делался в авральном порядке. Собирала программу новая, наспех сколоченная команда. В прошлом году ушел из жизни многолетний программный директор ММКФ, известный киновед, культуролог Кирилл Разлогов. После начала спецоперации подал в отставку глава отборочной комиссии, почетный председатель ФИПРЕССИ Андрей Плахов. Вслед за ним то ли ушли сами, то ли их ушли (история об этом умалчивает) известные кинокритики Петр Шепотинник и Стас Тыркин. А вместе с ними ушли их фирменные авторские программы — «8 с половиной фильмов», «Эйфория», «Фильмы, которых здесь не было», делавшие фестивалю честь. Чем их будут заменять — пока не очень ясно.
Новую команду возглавил телеведущий канала «Россия» Иван Кудрявцев — человек молодой, энергичный, амбициозный, но пока не обладающий теми связями в международном кинобизнесе, которые были у Разлогова и Плахова. Плюс изменилась международная обстановка: многие западные студии и кинематографисты фестиваль бойкотируют. Тем не менее, Кудрявцеву и его новой команде, в которую вошли кинокритики Сергей Лаврентьев, Егор Москвитин, Вадим Рутковский и оставшаяся из прежней обоймы Евгения Тирдатова, удалось спешно сформировать программу, в которой представлено, по их словам, более 200 фильмов из 65 стран.
Увы, громких имен в ней практически нет. Кореец Пан Чхан-Ук, чей фильм «Решение уйти», премированный в Каннах, будет закрывать ММКФ, француз Арно Деплешен с картиной «Брат и сестра», еще пара-тройка европейских и азиатских режиссеров средней известности — вот и все, чем может похвастаться нынешний ММКФ. В этой ситуации решено было сделать упор на новые имена и территории. Фильмы из Латинской Америки, Африки, Сербии, Китая, Индии, Ирана, Шри-Ланки, возможно, таят в себе зерна кинематографических открытий. Но это, скорее, радость для узкого слоя специалистов, а не для широкого круга зрителей, на который когда-то был ориентирован Московский международный фестиваль.
Не от хорошей жизни, как я понимаю, было принято решение включить аж три российских фильма в основной конкурс, состоящий всего из 9 картин (к примеру, конкурс Каннского фестиваля обычно составляют более 20 фильмов). За главный приз «Золотой Святой Георгий» поборются Лариса Садилова (фильм «Огород»), якутский режиссер Дмитрий Давыдов («Молодость») и Виталий Суслин («Верблюжья дуга»). Их соперниками станут неизвестные мне кинематографисты из Китая, Сербии, Перу, Шри-Ланки, Турции, Румынии. О том, что когда-то на Московском фестивале, помимо ведущих советских и российских мастеров, представляли свои фильмы Федерико Феллини, Анджей Вайда, Стэнли Крамер, Канэто Синдо, Акира Куросава, Франческо Рози, Кшиштоф Кесьлевский, можно только вспоминать с ностальгией.
Судить конкурс будет жюри из пяти человек во главе с народным артистом России Евгением Мироновым, в которое вошли также российский режиссер Андрей Кравчук и российский оператор Гайк Киракосян. Если добавить к этому, что в рамках ММКФ в дополнение к программе «Русский след» стартует новая конкурсная программа «Русские премьеры», а фестиваль откроется сегодня опять-таки российским фильмом «Сердце пармы», то станет понятно, что ММКФ, не без труда сохраняя международный статус, пытается сделать центром зрительского притяжения отечественное кино и его мастеров.
Может, в условиях, когда главный российский фестиваль «Кинотавр» с отъездом из страны продюсера Александра Роднянского прекратил свое существование, это не самый бесперспективный путь.