На Московском кинофестивале американский фильм "Правила боя" вызвал огромный интерес. Его снял выдающийся режиссер Уильям Фридкин, автор культовых картин "Французский связной" и "Изгнание дьявола" ("Exorcist"). Показ в Москве его нового фильма стал европейской премьерой. Главные герои - ветераны вьетнамской войны. Один из них, полковник Чилдерз, в наши дни попадает под трибунал. Другой - полковник Ходжес, ставший военным юристом, берется защищать старого друга, который во Вьетнаме спас ему жизнь. Это нелегкая задачка, ибо Чилдерз обвиняется в расстреле мирных граждан Йемена, участвовавших в демонстрации протеста перед зданием посольства США. Погибло более 80 человек, многие тяжело ранены. Чилдерз уверяет, что демонстранты были вооружены и угрожали жизни сотрудников посольства. И администрация Соединенных Штатов, и общественное мнение страны - против Чилдерза. А военный суд признает его невиновным... Но слово режиссеру.
- Мои предки жили на Украине, - рассказывает Уильям Фридкин. - Я родился в Чикаго, но в семье говорили по-русски. Родители жили и на Украине, и в России, и, когда я впервые к вам приехал, все казалось знакомым. Это понятно: я помнил фотографии в семейных альбомах.
- Существует ли тема, объединяющая ваши фильмы?
- Большинство моих фильмов - о тонкой грани, разделяющей добро и зло, о преступлении и наказании, о дружбе. Этот фильм - еще и о длительном кошмаре, который пережила Америка: он преследует даже нынешнее поколение американцев. Это война во Вьетнаме.
- Вы лично одобряете действия вашего героя Чилдерза?
- В фильме показаны реальные события: было нападение на посольство Соединенных Штатов в Йемене. В этой стране живет 15 миллионов человек, и там примерно столько же автоматов Калашникова, вооружены даже дети. Но фильм - не осуждение государства Йемен, арабов, мусульман. Фильм осуждает терроризм. Чилдерз - противник терроризма.
- В вашей картине свидетелем обвинения выступает вьетнамец, которого по счастливой случайности Чилдерз не застрелил, когда тот попал к нему в плен. После оправдания Чилдерза этот вьетнамский офицер отдает ему честь.
- В том кадре я выразил свое нынешнее ощущение. Вьетнамская война осталась позади. США и Вьетнам сейчас торгуют друг с другом. Если помните, и Чилдерз отдает честь полковнику из Вьетнама. Это взаимное приветствие - символ взаимного уважения и сближения солдат, которые воевали друг с другом.
- Российские войска в Чечне, на ваш взгляд, не нарушают "правила боя"?
- Так считает военный госдепартамент Соединенных Штатов. Так пишет наша пресса, и американская администрация критически относится к действиям России в Чечне. Мое личное мнение: правительство США не имеет права критиковать действия какой-либо державы. В том числе России. Хотя бы потому, что Соединенные Штаты находятся в условиях виртуальной войны с Ираком. Я в Ираке встречался с разными людьми. Никогда не чувствовал такой близости с собеседниками. Они не ненавидят Америку, не хотят воевать. Это мнения таксистов, учителей, студентов, адвокатов... Война в Персидском заливе была навязана правителями, не развязана простыми людьми. То, что происходит в Чечне, так же плохо, как и то, что мы сделали в Ираке. Я - за политическое решение конфликтов, не за военное.
- Работая над фильмом, вы думаете о коммерческом успехе?
- Я бы солгал, сказав: "нет". Я режиссер, то есть человек, которого нанимают, потому я заинтересован в коммерческом успехе. Как художник я заинтересован в популярности. Но! Советские власти во время войны ждали от Шостаковича симфонии, где воспевалась бы желанная победа. Шостакович сочинил музыку о военном триумфе советского народа, но - главное: о слезах, пролитых в то время, которое вдохновило автора "Ленинградской симфонии". А я преклоняюсь перед Шостаковичем...