На Московском кинофестивале американский фильм "Правила боя" вызвал огромный интерес. Его снял
На Московском кинофестивале американский фильм "Правила боя" вызвал огромный интерес. Его снял выдающийся режиссер Уильям Фридкин, автор культовых картин "Французский связной" и "Изгнание дьявола" ("Exorcist"). Показ в Москве его нового фильма стал европейской премьерой. Главные герои - ветераны вьетнамской войны. Один из них, полковник Чилдерз, в наши дни попадает под трибунал. Другой - полковник Ходжес, ставший военным юристом, берется защищать старого друга, который во Вьетнаме спас ему жизнь. Это нелегкая задачка, ибо Чилдерз обвиняется в расстреле мирных граждан Йемена, участвовавших в демонстрации протеста перед зданием посольства США. Погибло более 80 человек, многие тяжело ранены. Чилдерз уверяет, что демонстранты были вооружены и угрожали жизни сотрудников посольства. И администрация Соединенных Штатов, и общественное мнение страны - против Чилдерза. А военный суд признает его невиновным... Но слово режиссеру.
- Мои предки жили на Украине, - рассказывает Уильям Фридкин. - Я родился в Чикаго, но в семье говорили по-русски. Родители жили и на Украине, и в России, и, когда я впервые к вам приехал, все казалось знакомым. Это понятно: я помнил фотографии в семейных альбомах.
- Существует ли тема, объединяющая ваши фильмы?
- Большинство моих фильмов - о тонкой грани, разделяющей добро и зло, о преступлении и наказании, о дружбе. Этот фильм - еще и о длительном кошмаре, который пережила Америка: он преследует даже нынешнее поколение американцев. Это война во Вьетнаме.
- Вы лично одобряете действия вашего героя Чилдерза?
- В фильме показаны реальные события: было нападение на посольство Соединенных Штатов в Йемене. В этой стране живет 15 миллионов человек, и там примерно столько же автоматов Калашникова, вооружены даже дети. Но фильм - не осуждение государства Йемен, арабов, мусульман. Фильм осуждает терроризм. Чилдерз - противник терроризма.
- В вашей картине свидетелем обвинения выступает вьетнамец, которого по счастливой случайности Чилдерз не застрелил, когда тот попал к нему в плен. После оправдания Чилдерза этот вьетнамский офицер отдает ему честь.
- В том кадре я выразил свое нынешнее ощущение. Вьетнамская война осталась позади. США и Вьетнам сейчас торгуют друг с другом. Если помните, и Чилдерз отдает честь полковнику из Вьетнама. Это взаимное приветствие - символ взаимного уважения и сближения солдат, которые воевали друг с другом.
- Российские войска в Чечне, на ваш взгляд, не нарушают "правила боя"?
- Так считает военный госдепартамент Соединенных Штатов. Так пишет наша пресса, и американская администрация критически относится к действиям России в Чечне. Мое личное мнение: правительство США не имеет права критиковать действия какой-либо державы. В том числе России. Хотя бы потому, что Соединенные Штаты находятся в условиях виртуальной войны с Ираком. Я в Ираке встречался с разными людьми. Никогда не чувствовал такой близости с собеседниками. Они не ненавидят Америку, не хотят воевать. Это мнения таксистов, учителей, студентов, адвокатов... Война в Персидском заливе была навязана правителями, не развязана простыми людьми. То, что происходит в Чечне, так же плохо, как и то, что мы сделали в Ираке. Я - за политическое решение конфликтов, не за военное.
- Работая над фильмом, вы думаете о коммерческом успехе?
- Я бы солгал, сказав: "нет". Я режиссер, то есть человек, которого нанимают, потому я заинтересован в коммерческом успехе. Как художник я заинтересован в популярности. Но! Советские власти во время войны ждали от Шостаковича симфонии, где воспевалась бы желанная победа. Шостакович сочинил музыку о военном триумфе советского народа, но - главное: о слезах, пролитых в то время, которое вдохновило автора "Ленинградской симфонии". А я преклоняюсь перед Шостаковичем...