- Меня зовут Галина Саганенко, я председатель первой родительской благотворительной организации, которая работает под девизом "Матери против наркотиков". 14 лет назад мы, несчастные матери аркозависимых детей, решили вместе искать ответ на мучивший всех вопрос: "Где лечить наших сыновей и дочерей"? Прошли годы, у нас теперь большая организация, но мы по-прежнему не знаем ответа. Раньше кругом была пустота и молчание. Сейчас выделяются немалые деньги, созданы многочисленные программы, структуры и комиссии. Но за деревьями не видно леса - хорошего лечения по-прежнему нет.
На встрече с журналистами, приуроченной ко Дню борьбы с наркотиками, представили исследование, которое проводилось в семи городах. Целью работы была попытка понять, как сами больные относятся к лечению в государственных наркологических учреждениях.
Вывод первый: мнение о том, что наркозависимые не хотят лечиться, - это миф. Более 90 процентов опрошенных пытались прекратить потребление наркотиков. Вывод второй: налицо кризис доверия по отношению к государственным наркологическим заведениям. Почти 40 процентов участ-ников опросов сообщили, что первое обращение в такое учреждение стало и последним. Потому что результат вызвал глубокое разочарование. Услуги большинства клиник сводятся в основном к детоксикации. Между тем специалисты хорошо знают, что короткий курс лечения - это лишь первый шаг. Если за ним не следует длительной реабилитации, то человек скоро возвращается к наркотикам.
- Десять лет наркотики были моей навязчивой идеей, - сказала на встрече Марина Цуканова, представитель организации самопомощи "Свеча". - В 13 лет нарколог сообщил мне, что подростковая и женская наркомания вообще не лечатся. Постепенно я поняла, что каждый курс детоксикации - это просто выкачивание денег. И новые знакомства, которые ведут к активному потреблению наркотиков. Лишь спустя несколько лет я нашла путь к настоящей реабилитации.
Что мешает успешному лечению? Отсутствие доступных длительных реабилитационных программ. Закона о наркологической помощи нет, постановка потребителей наркотиков на учет вызывает страх, приводит к тому, что получить работу им становится еще труднее. В обществе к наркоманам по-прежнему чаще относятся не как к больным людям, а как к преступникам.
После встречи я спустилась в метро и тут же услышала рекламу: суровый голос предупреждал, насколько серьезна проблема наркомании, и назвал телефон, по которому следует обратиться, чтобы сообщить о возможных адресах распространения наркотиков. Увы, я не услышала другого: куда же можно обратиться за бесплатным эффективным лечением наркомании или - хотя бы - где могут получить совет по этому поводу отчаявшиеся родители.