Материальный ущерб от аномальной жары прошлого лета и вызванных ею пожаров экономисты оценили в 450 млрд. рублей. Куда прискорбнее то, что жара унесла тысячи жизней. И теперь россияне с ужасом ожидают наступающего лета, уверенные, что им снова придется пережить прошлогодний ад. Но, оказывается, можно сделать так, чтобы по желанию человека в любом месте пролился дождь.
Специалисты по изучению климата уверяют: в последующие годы такие температурные аномалии станут у нас нормой. И будут длиться эти «волны тепла» не несколько недель, а, возможно, целое лето. Прогноз неутешительный. Ясно, что проблема требует пристального внимания. Владимир Золотухин, изобретатель из Тюмени, член Международной академии авторов научных открытий и изобретений, считает, что с погодой можно совладать, если применить оригинальные технические решения.
«Пробить» антициклон
Человек не способен бороться с изменением климата в глобальном масштабе. Но повлиять на отдельный антициклон (а именно он стал виновником жары в июле—августе прошлого года) — вполне реально. «В принципе речь идет о том, чтобы „насытить“ его влагой, перераспределить осадки и откорректировать тепловой баланс внутри антициклона, — поясняет Владимир Антонович. — Предлагаемый мною проект плавучего климатрона позволяет делать это».
Представим себе круглую платформу с осевым проемом — «дыркой» в центре диаметром до 10 метров. По краям платформы установлено несколько турбореактивных авиадвигателей — они надежно закреплены и сориентированы так, что исходящие потоки воздуха устремлены к центру. Точнее, не совсем к центру, а на специальные пилоны — вертикальные конструкции, слегка изогнутые, словно лопасти, и закручивающие воздушные потоки в
А теперь поместим платформу на
А кто-то пытался?
Поскольку проект пока существует лишь на бумаге, возникает вопрос: а подтвержден ли он расчетами? Хватит ли мощности авиадвигателей и затраченной энергии на то, чтобы «пробить» антициклон, дотянуться
«Проводились расчеты параметров, и они подтверждают, что инверсионный слой тропосферы реально „пробить“ искусственным смерчем, особенно если температура поверхности водоема равна или чуть больше температуры приповерхностных воздушных масс, — уверяет Владимир Золотухин. — А такое часто наблюдается в утренние летние часы в условиях господствующего антициклона. Более точные параметры определятся на стадии экспериментов и инженерной проработки. Тогда станет ясно, сколько и каких двигателей необходимо, каковы должны быть кривизна поверхности пилонов, оптимальная мощность и многое другое. Конечно, один климатрон не сделает погоду в регионе, но если разместить их с десяток или больше — скажем, цепочкой по волжским водохранилищам — и заставить работать одновременно, то можно „разбить“ даже такой мощный антициклон, какой стоял летом в Центральной России».
Размышляя о рентабельности проекта, тюменский изобретатель говорит: «По приблизительной оценке, стоимость плавучего климатрона будет не больше стоимости речного теплохода. А современная загруженность отечественного судостроения, опыт и квалификация персонала позволят построить такие объекты в сжатые сроки. Собственная энергетическая мощность работающего климатрона соизмерима с мощностью взлетающего аэробуса. А это позволяет уложиться в энергетические, экономические и конструктивные ограничения. В итоге эксплуатация таких устройств будет вполне рентабельной».
Известно скептическое отношение академической науки к подобным проектам: дескать, с природой не совладаешь, нечего даже и пытаться. Но печальные воспоминания о минувшем лете заставляют поставить вопрос: а почему нет? Разве