Главная Культура 08:05 26 Марта 2013 2666
Почему Валентину Гафту по-прежнему снится Сталин

Замечательный актер представляет свою новую программу

Виктория Пешкова

В Москве состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «Скажи, он дьявол или бог?», задуманной и исполненной прославленным актером Валентином Гафтом и знаменитым хоровым дирижером Владимиром Мининым. Это продолжение темы, которая поднята в известном спектакле «Сон Гафта», несколько лет назад поставленном Романом Виктюком в театре «Современник». Отчего фигура Сталина и через 60 лет после его смерти остается для нас более актуальной, чем все современные политики вместе взятые? Об этом, как и о других роковых русских вопросах, – наш разговор с Валентином Иосифовичем.

Ваша поэма «Сон Гафта» уже послужила основной театрального спектакля. Что заставило передислоцировать ее в концертный зал?

– В свое время за эту пьесу никто не хотел браться. На худсовете в театре было много споров. И только один очень уважаемый мною человек, услышав монолог Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей», сказал тогда: «Вы ничего не понимаете, вот от чего надо отталкиваться». То, что сделал Роман Виктюк, было единственно возможным тогда решением. Я очень люблю Сашу Филиппенко, он замечательный артист, но когда мы репетировали и играли спектакль, мне как автору становилось все более понятно: сам я лучше расскажу – тут не актерское дело, тут нужно держаться ближе к авторскому чтению. И когда Владимир Николаевич Минин предложил мне реализовать именно такой вариант, я не мог не согласиться. Теперь особую роль в этой истории играет музыка: Минин удивительно угадал с аранжировкой, сделав ее в контрасте с текстом, и его небесный, другого слова не подберу, хор удивительно ее исполняет.

– Те, кто уверен, что Сталин – бог, считают, что нашей стране демократия противопоказана.

– Это очень рискованный вопрос. Не возьму на себя ответственность отвечать на него однозначно. Мы еще не осознали, что такое демократия, и не научились ею пользоваться.

– Не потому ли и национальную идею ищем так мучительно, а она не выкристаллизовывается?

– Ее нельзя найти волевым решением. Она должна родиться, и возможно это только тогда, когда всех граждан страны что-то объединяет. А что нас сегодня объединяет, понять сложно. Смещены понятия о добре и зле.

– Если споры о личности Сталина не утихают до сих пор, то, может, он действительно где-то на генетическом уровне обитает сразу в нескольких поколениях?

– Во всяком случае, во мне это есть. Как и во многих других людях. С другой стороны, некоторые из нынешних молодых даже не знают, кто он.

– Тем не менее когда накануне 60-й годовщины со дня смерти «отца народов» солидный, совсем не прокоммунистический интернет-портал спросил своих читателей, хотели ли бы они жить при Сталине, почти половина ответила «да».

– Люди хотят жить лучше. А с именем Сталина хорошую жизнь они связывают потому, что помнят дисциплину, порядок, уважение к честному труду, а о репрессиях и терроре, если они не коснулись лично их или их близких, забывают. Таково свойство человеческой памяти. Но главное, тогда люди гордились своей страной и эту гордость передали детям, которые связали это чувство с именем Сталина. Было бы сейчас больше в нас любви к своей родине, может, и о сталинских временах меньше вспоминали бы.

– Когда вышла премьера «Сна…» в «Современнике», многие сочли, что вы с Виктюком возродили в России политический театр.

– Это преувеличение. На сцену выведены политические персонажи, не более того. Нам с Романом Григорьевичем хотелось, чтобы это был человеческий театр. Для зрителей, приходивших на наш спектакль все эти пять лет, он таким и был. Хотя тому, кто ищет ответы на вопрос, почему мы живем так, как живем, политический театр, наверное, интересен. Но для большинства людей политика вроде как отрезана от жизни: политики занимаются ею где-то там, а мы живем сами по себе, забывая, что все перемены в стране – и страшные, и прекрасные – зависят от власти. А тема взаимоотношения простого человека с властью, волновавшая самого Шекспира, никогда не утратит своей актуальности для театра

– Сталин, Воланд в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, Человек во френче в версии Бортко, даже фарсовый Сатанеев из «Чародеев» – во всех этих ролях вы исследуете инфернальность в широком диапазоне, от трагичного до смешного.

– Мне это интересно, поскольку касается души человека. Он не свободен от вопросов о добре, справедливости, совести. Живет в заданных обстоятельствах, пытается приспосабливаться к ним. Считает, что справедлив. Хитрит, обманывает, верит. Я написал Окуджаве когда-то: «Человек привязан к жизни,/ Отстает. Бежит вперед./ Отдает всю жизнь Отчизне./ Кто-то честно, кто-то врет./ Но до ада или рая/ Постепенно все дойдут./ Жизнь короткая такая./ Долгим будет Страшный суд».

– Для многих тоска по светлому прошлому – это тоска по стабильности, когда можно было всю жизнь прожить в одном доме и проработать на одном заводе. А вы перемен боитесь?

– Слава богу, в моей жизни при всех переменах оставалась надежда, что будет лучше. У нас страна такая: мы до сих пор еще твердо не знаем, что лучше, что хуже. Вот мы сидим с вами, разговариваем, не боясь высказывать свое мнение, и уже почти не помним, что так было не всегда.

– Иногда от нынешней безбрежности мнений становится не по себе, говорящие порой путают свободу со вседозволенностью.

– В том-то и дело. Во всем надо знать меру. Слышишь, как с утра некоторые товарищи читают стихи одного далеко не бесталанного человека, и думаешь: это уже не критика, это за пределами приличия. Делается стыдно и страшно. Потому и повторяю снова и снова – «чистота, приди скорей, хочу отмыться!» По чистоте душа тоскует. По чистоте…

– А чистоты в нашей жизни становится все меньше. Как думаете, почему?

– Да разве можно на такой вопрос просто ответить! Уже сверху на голову летят астероиды, чтобы мы хоть немного отрезвели и подумали о том, как живем: «Не знают прошлого потомки,/ не знают будущего предки,/ душа чужая как потемки,/ своя душа как птица в клетке…/ Мы – одинокие обломки,/ чьи мы потомки, чьи мы предки?/ Мы как оборванная пленка,/ мы как обрубленные ветки…»

Но не ждать же нам пришельцев, которые решат наши проблемы. Только мы сами можем себе помочь.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?