В Коломенском открылась выставка «Искусство сохранять», посвященная работе реставраторов музея-заповедника — представителей известной на всю страну школы, обладателей множества российских и международных наград.
Иконы, изразцы, ангелы со старинного деревянного иконостаса, плащаницы, книги: Что-то после обновлений, что-то еще в процессе. По множеству фотографий зритель может судить о том, как в руках реставратора преображается казавшееся безвозвратно утраченным произведение: сквозь слой потемневшей олифы проступают контуры авторской живописи, затягиваются раны на хрупкой подложке — ткани, бумаге, доске.
В большинстве случаев «пациент» требует детального обследования. Прежде чем приступать к лечению, нужно сделать рентген, химический анализ грунтов, красок и покровного слоя. А чтобы восстановленная вещь выглядела аутентичной, необходимо знать оригинальную технологию: какие встарь использовались краски, клей, пигменты и связующие.
У каждого из экспонатов своя история, иногда детективная. Так произошло с иконой Богоматери с Младенцем (на фото). Образ поступил в ужасном состоянии: по стыку досок основы проходила сквозная трещина, вдоль верхнего края лицевой стороны налипли фрагменты чужеродного красочного слоя, а в нижней части виднелись спаявшиеся с потемневшим покрытием волокна пожелтевшей бумаги. На живописной поверхности отпечатался и текст газеты, которой ее, видимо, прикрыли, — на изображении Младенца можно разобрать «В СССР...»
Первым этапом реставрации стали пробные послойные раскрытия. Эта кропотливая работа проводилась под микроскопом, а для удаления каждого слоя разрабатывалась особая методика. Результат доказал, что игра стоила свеч: под позднейшими грубыми наслоениями скрывался образ нетрадиционной иконографии — Богоматерь изображена с распущенными волосами и с непокрытой головой, Младенец держит в руках большой крест, под которым лежит череп Адама.
Также среди раритетов выставки — пелена «Голгофский крест» XVII века из собрания коллекционера Щукина, выполненная на восточном атласе с венецианской каймой. Это отрез ткани пурпурного цвета с расшитым золотым крестом, под подножием которого опять же помещен череп первого человека на земле, символизирующий, что все в этом мире тленно. Такие пелены располагали с обратной стороны храмовых икон — неудивительно, что провисевший более трех столетий предмет выцвел, а кайма, расшитая растительным узором из пышных фантазийных цветов, плодов граната и виноградных листьев, рассыпалась на нити, которые пришлось собирать по кускам.
Предмет особой гордости коломенцев — риза с так называемой Гефсиманской плащаницы, одного из распространенных типов изображения усопшей Богоматери. Эта реликвия прибыла из Соловецкого монастыря, хотя прежде хранилась в Подмосковье. Деревянная плащаница, украшенная роскошной чеканной серебряной ризой и драгоценными камнями, — дар Новоиерусалимскому монастырю от камер-фрейлины Анны Орловой-Чесменской, дочери графа Алексея Орлова, одной из богатейших благотворительниц России.
Всего же в коллекции музея-заповедника «Коломенское» — свыше 170 тысяч раритетов, многие из которых, обретя вторую жизнь благодаря реставрации, показывались на международных выставках и отмечались наградами.