Кто бы мог подумать, что гибель четвероногого рыжего питомца, высаженного проводницей из пассажирского вагона на мороз, удостоится отдельных сюжетов в новостях практически всех каналов и в результате всколыхнет страну.
Поначалу все шло, как всегда, когда случаются несчастья с теми, кого мы приручили. Люди переживают, иные стараются помочь, а потом забывают. Вот и тут три дня по Сети гулял мем: «РЖД разрешили котам выкидывать проводниц из вагонов». Смешно. Но потом Твикса нашли погибшим, и дело приняло настолько крутой оборот, что вмешаться в него счел нужным сам глава Следственного комитета.
Кстати, пара слов о заголовке, тоже из области мемов, хотя во времена, когда он появился, данный термин еще не придумали. В конце 1960-х на советских экранах крутили венгерскую драму «Кто их рассудит?» с неоднозначным финалом (на фото). И вот на фасаде одного из кинотеатров появилась афиша, где художник перепутал порядок букв. Или заранее знал, что «рассудит кот»?
Так вот, из-за истории с Твиксом в общественное пространство потоками прорвались сразу два чувства — милосердие и жажда крови. Первое проявилось в виде огромного числа волонтеров, желающих отыскать несчастного, вторая — в петиции с требованием жестко наказать проводницу. Подписи поставили почти 300 тысяч человек. Даже «голая вечеринка» не вызвала народного гнева такого масштаба!
Удивительное дело, почему-то не прозвучал окрик какого-нибудь телепропагандиста: «Вы с ума посходили? В стране СВО идет, люди гибнут. А вы тут со своим котом!» Даже Екатерина Мизулина не только не сказала ничего подобного, но и предложила подумать насчет «памятника котику». Правда, один из ведущих «Соловьев Live» Якеменко все же счел необходимым вступиться за сотрудницу РЖД, «эту женщину, у которой не было никакого злого умысла, которая честно выполняла свою работу: Она могла ошибиться, могла перепутать. Рвите ее в клочья, жгите ее, расстреляйте! Возьмите автомат, сходите, убейте ее и скажите: «Я за кота отомстил».
Он также назвал эту травлю «симп-томом социального нездоровья». И ведь прав: наше политико-информационное телевидение отучает зрителя от сострадания. Оно культивирует в аудитории ненависть ко всему миру в целом и к сотням его представителей в частности. Но даже в регулярно попадающем под обстрелы Белгороде журналисты избегают снимать пусть и жестокие, но пронзительные кадры, способные вызвать слезы сочувствия у сидящего перед экраном обывателя. На миг мелькнет перекошенное лицо человека, только что потерявшего близкого, но тут же — «Россия потребовала срочного созыва Совбеза ООН», «Запад, как всегда, молчит». И только-только настроившийся на живое участие, вновь кипит наш разум возмущенный...
Те же пропагандисты из «ящика» возмущаются, мол, судьбоносные события на юге страны до сих пор не проникли в душу каждого гражданина! Но сами стараются, чтобы репортажи с передовой больше походили на агитационные ролики для потенциальных добровольцев. На экране — смелые открытые парни, которые ничего не боятся, эффектные залпы РСЗО, налаженный окопный быт. Но ведь тут же, рядом погибают русские люди. Каждый день где-то начинают рыдать женщины, потерявшие мужей; матери, оставшиеся без сыновей; осиротевшие дети. Мы не увидим жен мобилизованных, возлагающих цветы к Вечному огню. Не у-слышим их рассказ о том, что они не спят и у детской кроватки тайком слезу вытирают, мечтая поскорее встретить с любовью мужчин. А ведь песня «Темная ночь», строки из которой процитированы, прозвучала в фильме «Два бойца», вышедшем в 1943-м, в разгар войны.
Ребята-пропагандисты, народ все знает, все понимает и переживает, но вы сами и не даете ему выплеснуть свои чувства наружу. Нельзя, «наверху» не оценят, примут за упаднические настроения.
А тут кот. Ему же не запрещено сочувствовать? Можно искать всем миром, не согласовав «акцию» с властями. Хотя один из депутатов в ГД и предупредил о нежелательности «возвеличивания кота», потому что некоторые излишне активные зоозащитники являются проводниками чуждых нам либеральных ценностей.
Что же касается петиции, «требующей крови», то по большому счету не против конкретной женщины она направлена. В этот гневный вопль вылилось все. И досада, что разговоры о наказании виновных за лопнувшие в мороз трубы отопления быстро сошли на нет. И раздражение от лицемерия государственных телеканалов, где разные эксперты то и дело произносят слово из пяти букв, начинающееся на «в», а тебя за это запросто могут привлечь. И ощущение пустоты из-за отсутствия внятных планов на будущее страны. И удивление от некоторых законов, принимаемых Думой. Хотя там вроде появились какие-то инициативы относительно гуманного обращения с животными. И теперь РЖД хотят упорядочить правила их перевозки. Получается, и от обычного кота есть польза.