Главная Культура 00:05 26 Января 2024 2884
Вальсы блокадных сумерек

В Санкт-Петербурге восстанавливают музыкальную историю Великой Отечественной

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Премьера посвященной подвигу ленинградцев Третьей «Героической» симфонии Гавриила Попова 9 марта 1947 года. Дирижер Абрам Стасевич. Фото предоставлены Санкт-Петербургской филармонией им. Шостаковича

У петербуржцев два Дня Победы. Один тот, что празднует вся страна, — 9 Мая. Но есть и другой — 27 января. В этот день в 1943 году была прорвана фашистская блокада Ленинграда, а еще через год, 80 лет назад, вражеской осаде протяженностью в 872 дня был положен конец. Более миллиона мирных жизней, по недавно уточненным данным, унесли те страшные 29 месяцев. Но даже в тех адских условиях жизнь в городе продолжалась. И вместе с заводами работали учреждения культуры, ставшие символами силы духа ленинградцев. К нынешней дате Санкт-Петербургская филармония имени Дмитрия Шостаковича инициировала масштабный проект «Военная летопись», включающий восемь реконструированных концертных программ тех лет.

Проект этот не мог обойтись без сотрудников филармонической библиотеки, помогавших восстановить репертуар военной поры. Общеизвестна премьера Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, транслировавшаяся Ленинградским радио на весь мир. Однако то был лишь один из множества концертов, которые не прекращались все четыре военных сезона — до самой Победы.

— Репертуар был самый разнообразный, насколько позволяли условия, — рассказал «Труду» заведующий библиотекой Павел Дмитриев. — Звучала и симфоническая музыка, и русская народная. Были и сольные программы. Так, около 500 концертов дал в блокаду один только пианист Александр Каменский. То есть он играл почти каждый день! Не считая выступлений на радио. В зимнюю стужу в нетопленом Большом зале филармонии слушатели сидели в шубах, но Александр Данилович выходил на сцену неизменно во фраке. Лишь на руки надевал легкие перчатки. Музыкант дождался снятия блокады, но вскоре после Победы умер.

Регулярно выходили на сцену популярные оперные певцы — лирический тенор Иван Нечаев, сопрано Надежда Вельтер, меццо-сопрано Софья Преображенская. Проходили балетные и литературно-музыкальные концерты...

«В театре им. Пушкина было три градуса мороза, — вспоминал про ту пору легендарный Владимир Софроницкий, — но как меня слушали и как мне игралось! Я понял — пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь земли, пока наши дети (и среди них мой сын) сражаются на фронте, мы, художники, должны своим искусством поднимать духовные и физические силы народа на разгром врага... Может быть, только в эти дни я понял по-настоящему, почувствовал величие бетховенской Аппассионаты и героическую призывность 3-ей сонаты Скрябина».

Начиная с 1942-го, еще до прорыва блокады, в осажденный Ленинград стали регулярно летать артисты с Большой земли, в первую очередь москвичи — виолончелист Святослав Кнушевицкий, скрипачка Галина Баринова, пианистка Мария Юдина. Ректор Ленинградской консерватории Павел Серебряков прилетал на свои клавирабенды аж из ташкентской эвакуации. А Мария Вениаминовна не только давала концерты, но и проводила занятия со студентами и педагогами консерватории (кстати, родной для нее, как и для Бариновой, Софроницкого). Во многом благодаря Юдиной в афиши филармонии вернулись великие немецкие имена — Бетховен, Вагнер, Брамс, Брукнер, с началом войны оттуда на время исчезнувшие. Юдина не боялась погибнуть в городе, который постоянно обстреливался фашистами. Она ведь в первые военные месяцы окончила курсы медсестер, ездила по госпиталям, чтобы поддержать раненых бойцов. Как потом писала в воспоминаниях, «почла бы за честь умереть у стен Ленинграда».

Первый блокадный концерт состоялся в филармонии 14 сентября 1941 года. С той поры выступления прерывались лишь однажды — в декабре 1941-го, в самый тяжелый для города период. Но уже через три месяца возобновились репетиции филармонического оркестра. А 5 апреля в помещении Театре имени Пушкина (ныне Александринский) был дан симфонический концерт под управлением Карла Элиасберга.

— Ему стоило больших трудов возродить коллектив, — рассказывает Павел Дмитриев. — Костяк составил оркестр радиокомитета. Но были там и отозванные с фронта, и несколько остававшихся в городе голодных, больных музыкантов. Собирал их дирижер прежде всего для знаменитого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. Что не помешало оркестру дать еще несколько концертов в Пушкинском театре, а потом и в Большом зале филармонии, двери которой вновь открылись для публики 1 мая 1942 года и до конца войны уже не закрывались.

Двери филармонии не закрывались все четыре военных сезона

Развеял Павел Дмитриев и некоторые легенды — в частности, о якобы имевших место выступлениях в осажденном городе неких юмористов и даже «самого» Вольфа Мессинга с его «психологическими опытами по чтению мыслей зрителей»:

— Кто-то, видимо, перепутал Ленинград с Новосибирском, куда действительно было эвакуировано много артистов. Вот там, в Клубе им. Сталина, не раз выступали Леонид Утесов, кукольник Сергей Образцов, дважды — Мессинг, о чем свидетельствуют сохранившиеся программки.

Немало сил отдает восстановлению памяти о музыкантах блокады и пианист, преподаватель Петербургской консерватории Иван Александров. А вовлек его в это благородное дело знаменитый петербургский композитор Сергей Слонимский.

— Сергей Михайлович стал звать меня в свои концерты памяти профессоров нашей консерватории, большинство которых были блокадниками, — говорит Иван Геннадьевич. — Мне это запало в душу. И лет пять назад свою первую сольную программу я составил из их произведений. Через год подготовил еще одну — обе очень тепло приняла публика. Тогда я углубился в творчество и жизнь этих героических людей. Начал составлять посвященный им словарь. Сейчас в этом списке более 300 имен. Они жили и погибли в блокаду либо с оружием в руках защищали город. А кто-то умер в эвакуации, как наши профессора Леонид Николаев (между прочим, учитель Софроницкого, Юдиной, Шостаковича), Петр Рязанов (первый профессор Свиридова). Восстанавливаю их партитуры и со временем надеюсь издать блокадную антологию.

Среди таких имен — Вениамин Флейшман, один из любимых учеников Шостаковича. От него осталась одноактная опера по Чехову «Скрипка Ротшильда» — дипломная работа, оконченная в июне 1941-го. Погиб талантливый музыкант на фронте в первые же месяцы Великой Отечественной. Много лет спустя, в конце 1950-х, Шостакович восстановил «Скрипку Ротшильда» по рукописи, отредактировал и оркестровал.

Порой, изучая автографы и малотиражные издания, Александров совершал настоящие открытия. Например, имя Юрия Кочурова до недавнего времени мало о чем говорило даже завзятым меломанам. Юный саратовец приехал в Ленинград учиться в 1926 году. Пережил блокаду, страдал от дистрофии, лечился в клинике, но вскоре после войны умер — всего лишь в 45 лет.

— Успел написать немного, — рассказывает Иван Александров. — Но то, что написано, — замечательная музыка. Сейчас мной собраны все его камерные произведения.

Ждут своих исполнителей и слушателей сочинения Бориса Гольца, Валерия Желобинского, Юлия Кремлева... Последний хорошо известен как музыковед и критик, но мало кто помнит, что в 1941-м им написаны проникновенные «Вальсы зимних сумерек» — музыка, считает Иван Александров, опередившая время, сочинять в такой стилистике стали только в 1970-х.

Вот так, порой весьма неожиданно, беда проявляла людские силы. Увы, слишком часто она их и губила. Об этом тоже стоит помнить, говоря о славных и трагических событиях Великой Отечественной. Да и любой другой войны.

А в это время

В Театре музыкальной комедии, что соседствует с Большим залом Петербургской филармонии, также не забывают о подвиге артистов в жуткие месяцы осады. В их память в репертуаре труппы сохраняется музыкальная фантазия «Раскинулось море широко» В. Витлина, Л. Круца и Н. Минха, впервые поставленная в 1942 году и настолько любимая ленинградцами, что билеты на нее выдавались воинам, отличившимся на фронте, вместе с наградами.

К нынешней дате театр подготовил и премьеру — лирическую оперу «Ленинградская новелла» Геннадия Белова на либретто Татьяны Крамаровой. Композитор — ученик Вадима Салманова и Дмитрия Шостаковича, ныне сам профессор Петербургской консерватории, написал ее полвека назад. Но разве может устареть тема любви двух молодых ленинградцев в годы войны.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5258
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4638
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...