Главная Культура 00:18 25 Декабря 2019 1656
На том же месте, в тот же час

На «Песне года» реальные герои молодой публики выглядели бы инопланетянами

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Считается, что наша публика очень консервативна и никогда не простит продюсерам замену Николая Баскова. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Декабрь для наших звезд эстрады — самое горячее время: церемонии вручения последних недоврученных премий, съемки новогодних телепрограмм, а потом — корпоративы, корпоративы, корпоративы... Самые ненасытные не останавливаются даже в ночь на 1 января, стараясь дать несколько концертов, а если один — то далеко и задорого. Зато потом можно месяц-другой порелаксировать на пляжах теплых островов.

Изучая списки участников премии «Виктория», «Песня года», а также «Огоньков» «Первого» и «России 1», трудно отделаться от такой картины: по декабрьской Москве катит автобус по одному, давно заведенному маршруту, а салоне — сплошь знакомые лица. Гурьбой выходят, гурьбой заходят и отправляются дальше: из Кремлевского дворца на «ВТБ Арену», оттуда в «Останкино» и далее по кругу. Если состав участников всех этих шоу не меняется из года в год, то какой смысл за пару дней между «Викторией» и «Песней года» кого-то выпускать из общего фургона?

Николай Басков, Филипп Киркоров, Дима Билан, Сергей Лазарев, Стас Михайлов, Полина Гагарина, Ани Лорак, Лолита Милявская (допишите еще пару десятков фамилий по своему вкусу). Каждый из них сам по себе вполне профессионален и кому-то приятен, однако все вместе они воспринимаются как нечто сверкающее, но до смерти надоевшее. Откуда такое ощущение?

Считается, что наша публика очень консервативна и никогда не простит продюсерам замену Баскова на какого-нибудь выскочку вроде Тимы Белорусских. Но на самом деле это инерционное представление о прекрасном преодолевается гораздо быстрее, чем кажется магнатам шоу-бизнеса. Интернет уже научил пользователей подбирать себе контент по интересам, а не сидеть перед экраном и пассивно ждать, что тебе покажут и выскочит ли из-за кулис, как черт из табакерки, хоть какое-то новое лицо. И уже очень скоро, лет через 5-10, поп-звездам будет недостаточно однажды попасть в обойму — им придется куда больше работать над тем, чтобы оставаться интересными для пуб-лики, заказывающей музыку, а не жующей то, что ей преподносят с эстрады или из эфира. Не скажу точно, сколько тонн оливье съедят телезрители до той поры, но время это не за горами.

Впрочем, эту тенденцию уже можно заметить даже по результатам вручения премии «Виктория», претендующей на звание «национальной», главной в стране. Лучшим поэтом прогнозируемо вновь стал нефтяник Михаил Гуцериев, давно открывший в себе талант стихотворца и обеспечивающий песенными текстами (и заработками?) всю нашу эстраду. В некоторых номинациях победили люди, чьи имена «вырезаны на граните»: Денис Мацуев (ну разве есть еще у нас классические исполнители, кроме него?!), Баста (хип-хоп), Игорь Крутой (композитор года), Стас Михайлов (шансон). Но были среди победителей и артисты, получившие «Викторию» за творческие достижения посвежее: Юлия Зиверт и Artik & Asti спели запоминающиеся поп-песни, «Ленинград» представил крутой клип «Кабриолет», «Ночные снайперы» выпустили сильный рок-альбом, а «#2Маши» — самую привязчивую танцевальную композицию. По крайней мере среди победителей не было видео, которые мало кто видел, и песен, мелодии которых через минуту невозможно вспомнить.

Результаты «Песни года» выглядят более традиционно, хотя и там возникли некоторые новые имена. Но все эти изменения происходят очень вяло, гораздо медленнее, чем в интернет-сегменте. Почти одновременно с вручением эстрадных премий свои итоги года подвели «Яндекс.Музыка» и «ВКонтакте». Они статуэток не вручают — наградой для лидеров по числу прослушиваний являются сами эти прослушивания, которые отражают реальную востребованность и популярность музыкантов. Интернет-результаты двух сервисов очень похожи друг на друга, а лауреатов «официальных» премий в Сети, как выясняется, не слушает почти никто. В лидеры «Яндекса» пробились по одной песне Димы Билана, Artik & Asti, «#2Маши» и две композиции Зиверт, вот и все совпадения. Зато абсолютным триумфатором стал Тима Белорусских, которого лучше всех слушали и во «ВКонтакте», и в «Яндекс.Музыке». Кстати, Тиму мы, возможно, и увидим в новогодних программах Первого канала — его песни ближе к незатейливой попсе, чем к «страшному», бескомпромиссному молодежному рэпу. Но большинство остальных героев (HammAli & Navai, RSAC, Rasa, Verbee, Jony) на «Песне года» выглядели бы иностранцами, если не инопланетянами. Я не утверждаю, что они талантливее Баскова с Киркоровым, но сетевой публике интереснее слушать что-то свежее, а не навсегда застывшее. И это не оценочное суждение, а статистика.

Почему же официальная эстрада предпочитает не замечать новых героев? Не только потому, что звезды боятся конкуренции. Дело в том, что продюсеры и организаторы премий пока не умеют работать с «самозарождающимися» фрешменами, а привычные методы тут не подходят. За последние пару лет появлялось несколько продюсерских проектов, сделанных по подобию модных интернет-героев — Монеточки или рэпера Фараона. Те же приемы, тот же лексикон, те же тематика и провокационность — а публика слушать их не захотела. Не только потому, что мода на Фараона быстро прошла, а главным образом из-за того, что почувствовали фальшь. Вот эту разницу между настоящим и фейковым, непричесанным и залакированным, подлинным и поддельным многие деятели шоу-бизнеса видеть разучились. Да и из работы с уже проявившими себя сверхновыми звездами пока не получается ничего хорошего: мейджоры пачками подписывают соблазнительные контракты с исполнителями интернет-хитов, но «в неволе» новые хиты почему-то не пишутся.

Может, это и хорошо?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5434
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5044
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...