Главная Культура 00:10 25 Ноября 2014 1539
Где-то там, в липовых аллеях

Вера Глаголева - о тургеневских людях в настоящем времени

Елена Ищенко

В эти дни в Варшаве на фестивале российского кино «Спутник над Польшей» — мировая премьера фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». А в Москве, в Пушкинском музее на Пречистенке, в ближайшие выходные откроется выставка «Две женщины. Предисловие», посвященная и фильму, и его драматургическому источнику, и целой тургеневской эпохе. Помимо фотографий, сделанных на съемочной площадке Глаголевой и британским актером Рэйфом Файнсом, сыгравшим Ракитина, будут представлены костюмы и предметы интерьера, среди которых есть и настоящие реликвии. Об источниках вдохновения и красоте XIX века корреспондент «Труда» расспросила у режиссера картины.

Почему вы выбрали именно эту пьесу?

— Она никогда не ставилась в кино, хотя театральных постановок — множество. Здесь, наверно, как нигде в драматургии прослеживается момент обретения и потери любви — в течение всего двух часов. Кстати, Наталью Петровну когда-то исполнила Хелен Миррен, а Беляева — Джозеф Файнс, брат Рэйфа. Важную роль сыграл и спектакль Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой: я видела его больше 30 лет назад, но впечатление было настолько сильным, что сохранилось до сих пор.

— Как зазвали Рэйфа Файнса?

— Когда мы с продюсером Натальей Ивановой только задумывали фильм, намечтали себе, что идеальный Ракитин — именно он. Потом нас пригласили на фестиваль «Зеркало», где Рэйф был председателем жюри, и мы рассказали ему о замысле. Пьесу он, конечно же, знал: он вообще увлекается русской литературой. Дальше были переговоры. Думаю, если бы Файнс не видел наш фильм «Одна война», он не стал бы сниматься. В Рэйфе нет суетливости, он очень глубокий человек, не совсем сегодняшний. И роль он исполнил на русском, что очень важно для того, чтобы актер не играл, а жил в кадре.

— Это было его решение?

— И его, и мое — так совпало.

— Съемки проходили в очень живописном месте. Где это?

— В усадьбе Михаила Глинки. Увы, усадеб осталось немного. Эту — спасибо энтузиастам — восстановили буквально с нуля, с фундамента в 1980-е годы, чертежи и предметы быта сохранились у внучатого племянника композитора. Удивительно: дом был разрушен, а природа сохранилась — в Новоспасском есть многовековые дубы, яблоневый сад и потрясающая липовая аллея. «Темные аллеи» Бунина — это как раз про липы, и такие прогулочные аллеи были во многих усадьбах, но мало где сохранились. В усадьбе — дом-музей, там много того, что принадлежало Глинке. Комод, трюмо, стулья — абсолютно реальные. И масляные — не керосиновые! — лампы. Все живое, красивое, настоящее. И нам было позволено снимать в этой обстановке! Хотя директор музея, конечно, очень нервничала, когда актер садился в антикварное кресло хозяина.

— Экспонат не пострадал?

— Наоборот, мы даже какие-то костюмы оставили для музея. И веялку! Кстати, огромная благодарность музеям Тургенева и Пушкина. Не всякий фильм удостаивается выставки — а у нас ведь не блокбастер, а камерная драма. Но они увидели в этом зрительский потенциал.

— Костюмы — понятно. А что за веялка?

— Мы хотели сделать живописное кино, стремились к доскональности. В пьесе помещик Ислаев спрашивает Ракитина: «Ты видел мою веялку? Просто ураган!» Но что это такое, как выглядит? Начали искать, оказалось, в 1850-х веялки только появилась, они были детищем технического прогресса (первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне прошла в 1851 году). Мы нашли чертежи, сделали машину, и в кадре она работает!

— А что было главным визуальным источником вдохновения?

— Живопись эпохи. Мы посмотрели много картин середины века, когда Тургенев писал свои произведения. Например, дорожный костюм главного героя взяли с портрета художника Федора Васильева кисти Ивана Крамского. Помещик Ислаев за работой в исполнении Балуева — с портрета архитектора Александра Михайлова кисти Павла Федотова. Крестьянский быт — от Венецианова и Григория Сороки, женские образы — с легких, эфемерных полотен Борисова-Мусатова.

— Да и вообще костюмы, предметы интерьера в вашем фильме светлые, невесомые...

— У нас нет черного цвета. Мы с оператором Гинтсом Берзиньшем хотели создать картину, написанную не маслом, а акварелью — прозрачную, наполненную тем самым бунинским легким дыханием. Даже карету перекрасили в темно-коричневый. Единственное черное пятно — бантик у доктора Шпигельского.

— А вы не хотели перенести тургеневский сюжет в современную жизнь? Как поступил, кстати, Рэйф Файнс в своем режиссерском дебюте по «Кориолану» Шекспира.

— У Файнса получилось, потому что та история — политическая, о диктаторе, и вполне перекладывается на сегодняшний день. Нашу историю трудно представить вне эпохи. Припомним, что цензура сначала запретила этот сюжет, который Тургенев разрабатывал в жанре водевильного романа: этические нормы не позволяли замужней женщине увлечься молодым человеком. Сегодня все иначе, пришлось бы переписывать Тургенева, а нам этого не хотелось. Хотя мы сделали купюры, но на это нашли «разрешение» в мемуарах петербургской актрисы Марины Савиной, игравшей роль Верочки в 1879 году. Она просила Тургенева сократить текст, и он позволил.

— Нет ли желания снять еще что-то в декорациях XIX века?

— Есть, нужно только передохнуть. Я прочла потрясающий сценарий, посвященный гению, который нас, можно сказать, приютил: Михаилу Глинке. И это такая красивая история, что можно задохнуться от счастья. Такое благородство и аристократизм были присущи только той эпохе. Она мне очень дорога. Тот мир, к сожалению, навсегда ушел. Но эти люди были. Их отношению к жизни, друг к другу стоит учиться. Хочется верить, что то благородство не уйдет бесследно.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5383
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4917
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...