Дмитрию Петровичу в следующем году исполнится 90 лет. И одним из самых желанных гостей на его юбилее будет Елизавета Гроховская. Она работает в центре социального обслуживания «Якиманка». Девушке всего 21 год, из них четыре она помогает пенсионерам — улыбчивая, открытая, неравнодушная. «Лиза, Лизочка» — так ласково называет девушку пенсионер.
Когда в старости рядом не оказывается близких, социальный работник остается едва ли не единственным связующим с внешним миром звеном. По сути, посторонний человек не просто становится родным — он облегчает жизнь и дает надежду на завтрашний день. Конечно, есть еще телевизор, но он ведь не сходит в аптеку за лекарствами, не выслушает, о чем болит душа, и даже чаю ему не предложишь.
В столице сейчас работают 122 центра социального обслуживания. Для многих пожилых людей они — как второй дом, где всем рады в любое время, где всегда помогут и советом, и делом. Здесь организуют встречи с интересными людьми, работают библиотеки и полезные курсы (например, компьютерные). Кроме того, одно из важных направлений работы ЦСО — помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам.
У социального работника Елизаветы Гроховской четверо подопечных: это обычные дедушки и бабушки, волею судьбы оставшиеся без поддержки. Кстати, про Лизу можно сказать, что она продолжатель семейной династии. Ведь ее мама тоже работает в ЦСО.
— Вам, наверное, первое время мама помогала советом? — спрашиваю девушку.
— Чаще бабушка. Если возникали проблемы, она старалась подсказать с позиции своего возраста: как найти общий язык, с чего лучше начать, когда пожилой человек расстроен. Она ведь свое поколение лучше понимает.
За годы работы в центре социального обслуживания у Лизы уже появились любимчики. Она с любовью рассказывает о Дмитрии Петровиче, которому в следующем году исполняется 90 лет.
— Сначала я подменяла его соцработника, пока женщина была в отпуске, но мы с ним сразу сдружились. Он говорил: «Лизочка, приходите хотя бы разочек в неделю, почаевничаем». И я полтора года просто так его навещала, пока не упросила, чтобы его перевели ко мне.
Недавно Елизавета стала победительницей московского конкурса профессионального мастерства «Социальный работник — 2012». Это очень почетное звание, хотя и не дает прибавки к зарплате.
— Побеждать, конечно, приятно, но главное — не забывать, для кого мы все это делаем, — считает девушка. — Очень важно понять человека, которому требуется помощь. Многие не любят общаться с пожилыми, говорят, что у них всегда плохое настроение. На самом деле все не так. Они просто устают больше и чаще, а признаваться в этом не хочется. Когда понимаешь это, становится намного проще. И на ворчанье уже не обращаешь внимания, ведь не в дурном характере дело. Часто человек нервничает или переживает, и, чтобы он успокоился, нужно всего лишь его выслушать.
Кстати, фирменный рецепт хорошего настроения Лизы очень простой: «Встаньте утром и улыбнитесь солнышку — и тогда точно все будет прекрасно».
Компетентно
Владимир Петросян, руководитель столичного департамента социальной защиты населения
— У московских социальных работников горячие сердца, и частицу этого огня они отдают людям, которые сегодня нуждаются в поддержке, помощи и милосердии.
Цифра
В московских отделениях социального и социально-медицинского обслуживания на дому работают более 17 тысяч социальных работников.