На недавнем, 25-м фестивале «Окно в Европу» в Выборге фильмом открытия стала картина известного музыканта Гарика Сукачева «То, что во мне» — художественно-документальное повествование о поездке на мотоцикле по Алтаю («Труд» рассказывал об этой ленте в номере от 11 августа). Фильм был сделан по заказу Первого канала при поддержке Русского географического общества. А идея такого кинопутешествия, по словам Сукачева, зрела у него давно.
— Все началось с моей поездки на мотоцикле по знаменитой дороге Route 66 в Соединенных Штатах. Сначала я даже хотел снять фильм об этом путешествии, а потом решил, что лучше пусть это будет другая поездка, по моей родной стране. Подготовка к съемкам и работа над сценарием велись полгода, только после этого прошли переговоры с Первым каналом и защита проекта в Русском географическом обществе. Сама защита отняла буквально три минуты: в РГО меня выслушали, посоветовались: «Дадим Игорю Ивановичу грант?» — и дали. Хотя это и не такие уж большие деньги, они покрыли лишь 10-15% всех расходов.
— Вы бывали на Алтае до съемок?
— Очень коротко, эпизодически, как турист, буквально на три дня.
— На премьере вашего фильма присутствовала Лидия Федосеева-Шукшина. Как она отреагировала на кадры, снятые в Сростках?
— Мне это неизвестно. Хотя, наверное, иначе, чем обычные зрители, поскольку это часть ее жизни. Но я ведь снимал фильм не для нее конкретно, а для многих зрителей.
— Вам не кажется, что в фильме вы в роли ведущего излишне перетягиваете внимание на себя?
— Таково было решение продюсеров. Они считают, что фигура харизматичного ведущего привлечет зрителя. А мне, поверьте, известности и без того хватает, это нелегкая ноша. Вы с вашими детьми можете пойти куда хотите, не привлекая внимания, а я — нет. По крайней мере в России.
Что касается работы режиссера, то это тяжелый, изнурительный мужской труд. Пока я снимал фильм, отложил все: не занимался музыкой, не давал концертов.
— Вы человек многогранный — железнодорожник (по первой профессии), музыкант, сценарист, режиссер в кино и театре. Есть ли область искусства, которая вам не дается?
— Живопись. Я неплохо рисовал в детстве, но какое счастье, что родители не отдали меня в художественную школу. Вряд ли из меня вышел бы художник, только время бы потерял.
— Встречи, которые мы видим в фильме — например, с колонной байкеров, — не были случайными, они заранее планировались?
— Конечно. Все это было в сценарии, и этих встреч получилось гораздо больше, чем вошло в ленту.
— Почему люди в вашем фильме, сами по себе достаточно колоритные, часто ведут себя перед камерой скованно?
— Это естественно, они же не профессиональные актеры. Зато они именно те, кем являются на самом деле.
— Если бы вы не дружили с руководителем Первого канала Константином Эрнстом, ваша картина состоялась бы?
— Конечно. Я снял бы ее несмотря ни на что. Но в данном случае сыграла роль не дружба, а доверие. Это разные вещи.
— У вас есть планы сделать целый цикл подобных фильмов-путешествий?
— Пока нет. В ближайшее время хочу заниматься музыкой, давать концерты.
— Если бы вы проехали не по Алтаю...
— Знаете, я за свою жизнь побывал во многих уголках нашей страны, она прекрасна. Поездите и сами убедитесь.