Россияне, находящиеся сейчас в Хургаде, рассказали «Труду», что правда чиновниками тщательно скрывается, а ее раскрытие чревато санкциями.
«Прибрежная зона курортов Хургады и Эль-Гуны на 80% очищена от нефти», — заявил губернатор провинции Красное море Магди аль-Кубейси. По его словам, на полную ликвидацию экологическим службам понадобится еще неделя. Подтверждает это и негосударственная Ассоциация защиты окружающей среды Хургады (HEPCA). На своем сайте экологи сообщили, что «колоссальные усилия всех сторон, принимавших участие в операции по ликвидации последствий нефтяного разлива, увенчались успехом на 90%, однако работа еще далека от завершения».
Источник утечки нефти еще не обнаружен. Рассматривается удобная версия, согласно которой нефть попала в море с проплывавшего танкера, а вовсе не из скважины. Местные экологи давно выступают за сокращение плавучих буровых платформ (сегодня в Суэцком канале и Красном море их 188, в том числе принадлежащие «ЛУКОЙЛ-у»). Защитников окру-жающей среды после утечки поддержали и владельцы отелей, написав коллективное обращение в адрес министерств нефти и окружающей среды. В письме отельеры пожаловались на убытки из-за залитых нефтью пляжей и туристов, спешно покидающих номера. Министр нефтяной промышленности заявил, что вопрос сокращения числа платформ обсуждается.
О чем молчат?
«С 5 утра и до позднего вечера на пляжах у отелей убирают нефтяную пленку, выносимую приливом, хотя стоит признать, что сейчас действительно стало чище, чем пару дней назад», — рассказала «Труду» россиянка Марина Нефедова, несколько лет живущая в Хургаде. По ее словам, все общественные пляжи и пляжи при отелях приведены в порядок, но загрязненным по-прежнему остается «дикое» побережье. Туристы регулярно выкладывают фото запачканных пляжей в интернет, но, по словам Нефедовой, это заброшенные пляжи, которые никто не посещает. «Моя дочь в среду плавала на морскую прогулку до острова Гифтун. Она 8 часов провела в море на яхте, и ее удивило, что на острове и в морской воде — ни единого пятнышка нефти», — говорит Нефедова.
Россиянка Инна, работник туристической сферы Эль-Гуны, рассказала «Труду», что местная полиция учиняет проблемы работающим в Египте россиянам, которые смеют жаловаться, осуждать или критиковать политику местных властей относительно аварии как в местной, так и в российской прессе. «Последствия могут быть разными — от вызовов на неприятные беседы до депортации», — сообщила она.
Опасаются открыто говорить об аварии и отечественные туроператоры. На вопрос корреспондента «Труда», опасно ли ехать в Хургаду, в компании «Пегас Туристик» ответили: «Пятно устранено, опасности никакой нет». Оператор лишь добавила: «Не бойтесь, маршруты экскурсий изменены. Их специально проводят подальше — в южном направлении». В офисе «S7тур» сообщили, что никто из клиентов на нефть в море не жаловался. А в турфирме «Интурист» рассказали, что об аварии знают, но от туров еще никто не отказывался, поэтому советуют ехать.
Источник в туристической сфере сообщил «Труду», что турфирмы прекрасно понимают, что умалчивание правды играет против них и создает искусственную панику. «Но никто не хочет первым официально признать, что есть и проб-лемы, и отказы», — сказал он