- Впервые я попал в Китай в 1932 в месячном возрасте - отец служил тогда в генконсульстве СССР в Урумчи.
Именно старший Рогачев (Алексей Петрович - видный российский китаевед, дипломат и преподаватель, переводчик классической и современной китайской литературы) решающим образом повлиял на решение сына стать китаистом. От него унаследовал будущий посол не только переиначенную китайцами на свой лад фамилию "Ло Гаошоу", но также любовь к богатой истории и самобытной культуре, тонкое понимание страны.
- Мне никогда не пришлось жалеть о сделанном выборе - жизнь убедила в том, что знание языка, истории, культуры и традиций страны пребывания помогают дипломату в его повседневной деятельности. За десятилетия дипломатической карьеры не раз доводилось присутствовать на встречах советских и российских лидеров с высшими китайскими руководителями. С каждой из них связано много воспоминаний... - послу не приходится долго выбирать подходящий эпизод. - Как-то раз, было это в 1960-м, делегация советского посольства вылетела из Пекина в южнокитайский город для встречи с Мао Цзэдуном. "Великий кормчий" работал по ночам. Он принял нас в загородном особняке уже затемно, а после недолгих переговоров, уже часов в одиннадцать вечера, пригласил на обед. Навсегда запечатлелась в памяти картина, как председатель Мао горстями берет с тарелки и поглощает с невозмутимым видом жгуче-острый красный перец, от одного вида которого, казалось, начинает все гореть во рту. А он даже глазом не моргнул, ни разу не поморщился...
Молодой дипломат Игорь Рогачев отбыл из Пекина в Москву в 1961 году, когда в отношениях между СССР и КНР уже чувствовалось приближение "ледникового периода". А вернулся в столицу Поднебесной в самый разгар "культурной революции" в 1969 году.
- Сложное было время как для китайского народа, так и для наших взаимоотношений, - с грустью говорит посол, - и вспоминать о нем без боли невозможно. Думается, при большей терпимости, доброжелательности, желании пойти навстречу друг другу и готовности к компромиссам можно было бы избежать многих проблем.
Будучи на протяжении многих лет участником, а в 1986-1991 гг. главой нашей делегации на переговорах с КНР по пограничным вопросам, Игорь Рогачев сыграл активнейшую роль в успешном разрешении временами казавшейся непреодолимой проблемы территориального размежевания на протяжении более чем 4300 километров общей границы.
- Россия ставит целью создание стабильных, долгосрочных и предсказуемых взаимоотношений с КНР, выгодных и полезных обоим государствам и народам, которые помогали бы решать внутренние задачи и укреплять их международные позиции, - характеризует посол нынешнее состояние связей России с восточным соседом. - Сегодня между нами не существует политических проблем во взаимоотношениях, устранена их идеологическая деформация, сложившаяся в результате периода конфронтации и недопонимания.
С присущей истинному дипломату сдержанностью И. Рогачев рассказывает о любимых формах досуга.
- Стараюсь идти в ногу со временем, следить за переменами в Китае, который постоянно реформируется, меняется, находится в постоянном движении. Для этого приходилось много читать, встречаться с разными людьми, ездить по стране. Никогда не устану восхищаться пекинской оперой (любимые пьесы - "Перекресток", "Роман о белой змейке", "Скандал в небесном дворце"). Именно так я в полной мере ощущаю всю глубину, величие и притяжение этой необыкновенной страны, где провел в общей сложности двадцать семь с половиной лет. Китай - это на всю жизнь...
Указом президента Игорь Алексеевич Рогачев назначен членом Совета Федерации - представителем от Амурской области. Очередной виток жизни вновь выводит его на дальневосточные рубежи России, где после окончания вуза он начинал профессиональную карьеру Китаиста с большой буквы...