- Все это мелочи по сравнению с тем, что воруют в самой зоне,- вздыхает Михаил Седов, с апреля 1987 года бессменный руководитель объединения "Комбинат", ликвидирующего последствия катастрофы. - Территория вокруг саркофага стала дойной коровой, к которой "присосались" десятки различных ЧП, ООО и АО, "осваивающих" сотни и сотни миллионов.
На бывшей рембазе речфлота в Чернобыле с сотнями брошенных радиоактивных судов, которые еще не успели окончательно разрезать, или около могильника "Рассоха", где среди леса на огромной поляне покоятся остатки "светящейся" военной и строительной техники, которая была задействована на ликвидации аварии, - всюду видишь следы "старателей". Варварски разграбляется главная ценность 30-километровой зоны - металл. Все раскурочено, растаскано.
В свое время здесь намеревались построить электроплавильный завод, но сегодня про это и не вспоминают. Нечего уже перерабатывать. Масса дорогостоящего оборудования третьей очереди станции ушла в небытие.
- Я заместителя главного инженера снял с работы за участие в растаскивании оборудования, - замечает Седов. - Мы заваривали все ходы-выходы на складах, затягивали "колючкой", ставили усиленную охрану - все бесполезно. Соблазн был слишком большой.
По словам Михаила Александровича, за участие в неблаговидных делах в зоне к ответственности привлекалось несколько генералов. "Я ездил к ним на очную ставку в Матросскую тишину. Их спас развал Союза". Седов до сих пор удивляется, как в могильнике "Рассоха" могли оказаться до сотни "чистеньких" БМП, которые не были задействованы в ликвидации аварии: "Около реактора они не были, излучение их не коснулось".
- Металла в зоне практически не осталось,- сказал мне недавно доктор технических наук Владимир Токаревский, бывший директор объекта "Укрытие". - Теперь взоры "старателей" обращены на единственное место, где еще можно поживиться. Это объект "Чернобыль-2".
Речь о сверхсекретном в прошлом объекте, чью жизнь оборвала авария на ЧАЭС, - радиолокационной станции дальнего обнаружения пуска баллистических ракет войск НАТО. Высота большой антенны 150 метров, малой - 90, общая длина - 900 метров.
- По разным прикидкам, общий вес антенного поля - 13 - 14 тысяч тонн металла,- говорил мне Владимир Холоша, заместитель министра МЧС Украины.- Заготовители могут наварить на ней приличные деньги.
Предсказывать что-то по части будущего ЧАЭС и того, что творится вокруг нее, не разумно. Сколько было высоких речей и заверений, но слова остались словами. За 20 лет, несмотря на огромную помощь стран-доноров, в зоне отчуждения не построен ни один объект, который бы ускорил вывод станции с эксплуатации и позволил наконец спокойно вздохнуть тем специалистам, кто знает истинное положение и в "Укрытии", а также в трех остановленных блоках, ставших ядерно-опасными. Ни хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) N 2, ни завод по переработке жидких радиоактивных отходов, ни промышленный комплекс по обращению с твердыми радиоактивными отходами, который еще год назад обещали сдать "под ключ", не работают. Закопаны в землю и заморожены как минимум 200 млн. евро.
Многие мои собеседники были едины в выводах: сегодня уже не "Укрытие" представляет главную угрозу, а сама станция. Именно она из-за всех долгостроев превращается в самый опасный объект с действующими ядерными установками.
Причина задержки вывода АЭС с эксплуатации - некуда девать отработанное ядерное топливо. Пристанционное хранилище N 1 и четыре бассейна выдержки переполнены твэлами. И эта, почти не управляемая ситуация, судя по всему, еще будет сокраняться долго. ХОЯТ-2 обещают переделать под новые условия приема и хранения твэлов не ранее, чем в 2008 году. На это потребуется около 100 млн. евро.
- Я думаю, что такое положение устраивает многих,- высказал "крамольную" мысль один из сотрудников консорциума "Стабилизация", спасающего саркофаг от обрушения. - Все при деле, все при больших деньгах. Вы знаете, какую зарплату иностранный специалист получает, сидя в Славутиче? 35 - 40 тысяч долларов в месяц! Плюс бесплатное питание, лечебные, страховые, командировочные. Наши рабочие, чье здоровье мы по сути "сжигаем", получают 300 - 400 долларов. А какие деньги планируют растащить на строительстве "Арки"!?
"Голливудская фанера", так уже окрестили чернобыльцы будущее строение (в нем могла бы поместиться статуя Свободы!), которое намереваются соорудить над нынешним саркофагом, обойдется в сумму от 760 млн. до 1,2 млрд. евро. Объектом "Арка" иностранцы занимаются уже почти 10 лет, истрачено более 200 млн. долларов, но даже рабочего проекта еще нет.
- Как убеждает практика, 90 процентов всей зарубежной технической и финансовой помощи возвращается туда же, откуда приходит, - говорит доктор физико-математических наук Владимир Токаревский, который исследовал саркофаг, будучи директором НТЦ "Укрытие". - В виде заказов на проектирование, материалы, оплату труда специалистов...
- Поэтому, наверное, российско-украинский проект "Монолит" даже и не рассматривается как альтернатива "Арке"?
- Конечно. Мы его предлагали еще в конце 90-х годов, но он и сегодня является лучшим. Так считают и наши питерские, и московские коллеги. Проект значительно дешевле. А главное, не надо будет задействовать для его реализации такую массу людей, как это предполагается на "Арке".
Точную сумму средств, которая за 20 лет ушла на ликвидацию последствий аварии и разворована, никто не решится назвать. Кое-кто уверяет, что она не меньше ста миллиардов долларов. Какие же деньги еще поглотит 30-километровая зона Чернобыльской АЭС?..