Главная Культура 10:57 25 Февраля 2020 1830
Жестокость, абсурд и нежность

Игровые «Уроки персидского» и документальная «Гунда» на Берлинале-2020

Зара Абдуллаева, спецкор «Труда», Берлин
Кадр из фильма «Уроки персидского». Предоставлен пресс-службой фестиваля

Во внеконкурсной программе специальных гала-показов прошла премьера американского режиссера (и бывшего нашего соотечественника) Вадима Перельмана «Уроки персидского» (копродукция России, Германии и Белоруссии). Потрясающая история (сценарий Ильи Зофина основан на реальных событиях) – главное достоинство этого простого, крепкого и вполне зрительского кино. Если критикам под силу идентифицироваться с публикой в кинотеатрах, то есть на время забыть об упреках в прямолинейной и сентиментальной режиссуре, то история, рассказанная в этом фильме, им тоже покажется любопытной и занимательной.

Франция, 1942 год. Молодой бельгиец Жиль вместе с другими евреями отправлен в лагерь. По дороге незнакомец, оказавшийся рядом, просит Жиля дать ему поесть и в обмен за бутерброд отдает книгу о персидских легендах. В лагере сообразительный и запуганный Жиль называет себя персом. И выясняется, что офицер Кох (в его роли известный немецкий театральный актер Ларс Айдингер) мечтает выучить персидский, чтобы после войны отправиться в Тегеран и открыть там ресторан.

Знакомство с немецким мечтателем — это для бельгийского еврея шанс выжить или хотя бы оттянуть неминуемую смерть. Изворотливый Жиль, осмелевший от ужаса и безвыходного положения, начинает выдумать персидские слова, которые аккуратный Кох заучивает и спустя какое-то время пытается общаться со своим благодетелем на фарси. Это действительно смешно. В благодарность за такую удачу романтический нацист направляет Жиля на кухню, а не камни колоть, что раздражает других лагерных служак. Они плетут интриги, пытаясь извести Жиля, но Кох в роли послушного ученика так нуждается в мнимом учителе, что спасает его (и не раз) от гибели. Эта дружба опасна и постоянно угрожает молодому бельгийцу провалом. Но ирония судьбы и удача вызволяет обманщика из затруднительных, мягко говоря, ситуаций. Один из этой странной парочки не предаст любой ценой своей мечты оказаться в Тегеране, другой натренирует память, переписывая в гроссбух имена расстрелянных жертв, которые он переиначивает, чтобы составить персидский лексикон. Когда же лагерь будет ликвидирован, документы сожжены, а Жиль с Кохом убегут, то на допросе в американской зоне эти списки погибших, озвученные Жилем, спасут ему жизнь. А Кох, добравшись до Тегерана и заговорив на несуществующем языке, от своей судьбы все же не уйдет. И будет отомщен за нацистское прошлое.

Жаль, что этот поистине голливудский, притом реальный сюжет не выжат режиссером на полную мощность. Но так рассудили мы, фестивальные журналисты, а публика была благодарна и без всякого снисхождения: на сеансы для зрителей было не попасть.

В новой конкурсной и второй по значению программе «Встречи» Виктор Косаковский представил свой радикальный и эстетский документ — фильм-наблюдение «Гунда» (Норвегия, США). Так зовут свинью, одну из героинь — наряду с одноногой курицей и коровой — его черно-белого фильма-эссе, поэтического и страшного. Фильм без единого слова, но с изумительной звуковой дорожкой голосов природы погружает в чувственный и пронзительный мир этой самой животной природы, поначалу едва ли не райской и даже весьма эротичной, но постепенно распаляющейся тревогой и приходящей к трагедийному финалу.

Изображение, то есть «чистое кино» тут празднует свой триумф и удивляет тактильностью, странными крупными планами, изысканной светотенью, едва ли не физической осязаемостью и — метафизикой, лишенной выспренности, визуального пафоса и прочих неприятностей.

Вот Гунду, роженицу, окружают и сосут поросята, толкая друг друга, лаская изнемогающую громадную свиноматку, похожую на бегомота или слониху. Косаковский снимает детально, в разных ракурсах, зачарованно, будто не может глаз от них оторвать. Но вот на смену этому семейству являются петухи с длиннющими шеями и громадными когтями, будто это не домашние птицы, а динозавры или инопланетяне. А вот хрупкая курица на одной ноге несет с достоинством свою фигурку по жердочке в загоне посреди бескрайнего, роскошно снятого пейзажа с шелестящими ветвями деревьев и райской тишиной, озвученной птичьим клекотом, как совсем недавно вздохами и сопением Гунды. И как вскоре — говором быков и коров, таких плотских (камера внемлет каждому анатомическому изгибу, волоску и взгляду этой группы «героев») и вместе с тем таких отстраненных.

Чтобы так увидеть этих существ и так с ними сжиться, надо было долго-долго, несуетливо их снимать. Что Косаковский и сделал, запустив в конце концов в эту идиллию комбайн, унесший не только сено, но и детенышей Гунды. А ее он оставил в одиночестве бродить в пейзажах, только что бывших светоносными, переживших ливень, но вдруг утративших свое благолепие.

Светлана Алексиевич в книге «Время секонд-хэнд» записала слова своего отца: «Лагерь можно пережить, а человека нет». С этим, думаю, согласился бы режиссер и оператор «Гунды». Пусть и снимавший лишь братьев наших меньших.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9375
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7097
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?