Однако, что бы ни писали в президентских указах, заслуги Янковского имеют первостепенное значение для нашего Отечества, как бы оно там ни называлось - Российская Федерация или Советский Союз.
Имя Янковского тесно связано с душными брежневскими 70-ми. Каждый из нас может назвать целую плеяду блестящих актеров той эпохи. Но если попытаться вообразить себе собирательного героя 70-80-х годов, то у него будет лицо Олега Янковского. Главный вопрос, которым задавались его персонажи, был очень простой: "Врать или не врать?" Этот вопрос так или иначе читался на лице актера не только в фильме Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", где Янковский сыграл самого честного в мире враля. Этот же вопрос мучил и героя фильма "Полеты во сне и наяву", и Андрея Горчакова из "Ностальгии" Тарковского, и даже такого циничного негодяя, как Геннадий Семенов из фильма "Мы, нижеподписавшиеся". И когда его Гамлет в ленкомовском спектакле Глеба Панфилова произносил монолог "Быть или не быть", он имел в виду то же самое: "Врать или не врать?" Легкий циничный прищур, усталость от всеобщего конформизма и необходимость мириться с неизбежным злом отличают самые разные роли Олега Янковского. Несомненно, он многим обязан Марку Захарову, как и Захаров многим обязан ему. Без Янковского просто невозможно представить ни "Обыкновенное чудо", ни "Дом, который построил Свифт", ни "Убить дракона". А кто еще из наших актеров способен на столь выразительное молчание в кадре, как он? Его ироничное и умное лицо - настоящее достояние нации. И поэтому хочется надеяться, что Янковский справится с той непростой болезнью, что поразила его, и все-таки вернется к зрителю. Это будет самое настоящее "обыкновенное чудо".