Главная Культура 00:33 25 Января 2019 4266
Дворца заманчивые своды...

Государственный Русский музей все-таки эвакуируют в авральном порядке

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург

С упорством, достойным лучшего применения, администрация ГРМ проводит хаотическое переселение музейной коллекции — самого крупного в мире собрания русского искусства. «Труд» уже писал об этой реконструкции, которая вроде была остановлена в 2016 году, когда за коррупцию арестовали ее идейного вдохновителя Георгия Пирумова. Бывший замминистра культуры сейчас в тюрьме, но дело его живет. Об этом свидетельствуют заслуженные сотрудницы Русского музея, отдавшие служению этой сокровищнице десятилетия своей жизни. Согласованное ныне осужденным Пирумовым и утвержденное директором ГРМ Владимиром Гусевым задание на проект реконструкции Михайловского дворца, в котором расположен Русский музей, — это дерзкий вызов не только здравому смыслу, но и Федеральному закону 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия». Им прямо запрещено то, что проект реконструкции предусматривает: проламывание стен, установление новодельных дверей, уменьшение экспозиционных площадей, перекрытие внутренних дворов, изменение объема и пространства самого дворца — памятника федерального значения, построенного Карлом Росси.

Проект реконструкции директор музея обещал опубликовать еще несколько лет назад, но до сих пор держит его в тайне от общественности и сотрудников. Графика переезда отделов нет. Куда перевозить экспонаты (а это национальное достояние России!), решается с кондачка. Тут же возникают проблемы: либо помещения не подходят по стандартам, предписанным для фондов музея, либо не имеют необходимого для сохранности экспонатов оборудования. Вот что говорит об этой вакханалии доктор искусствоведения, заведующая отделом народного искусства, старейший сотрудник ГРМ Ирина Яковлевна БОГУСЛАВСКАЯ:

— В начале 2000-х текстильный фонд был временно переведен в 52-й зал. Это 25 тысяч изделий ткачества ручной вышивки, кружево, набойки и вязание. Для фонда сделано специальное оборудование, в систематизации принимали участие не одно поколение сотрудников. До 1992 года мы активно ездили в экспедиции, благодаря чему собрание пополнилось на 10 тысяч экспонатов. И вот это «временно» длится более 15 лет. А сейчас в связи с пресловутыми перекрытиями дворов нас гонят и из 52-го зала. Говорят, везите или в Михайловский замок (Инженерный дворец), или в Мраморный дворец. Но как можно оторвать работу с вещами от основного фонда? В корпусе Бенуа наше фондохранилище, которое специально для нас делалось в 1957 году. Я уж не говорю о том, что каждое перемещение экспонатов — это травма для них, поскольку везде условия температуры и влажности разные...

Сейчас открыта третья экспозиция в той части флигеля Росси, которую легендарный директор Русского музея Василий Пушкарев отдал специально экспозиции народного искусства. Она и сегодня единственная в стране, которая в 12 залах показывает развитие народного искусства с XVII века по сегодняшний день. И вот им предложено сократиться. Во имя чего музею наносится такой ущерб?

— Очень много вранья с этой якобы крайне необходимой реконструкцией, — продолжает Ирина Богуславская. — Говорили, нужны лифты для инвалидов. У нас в музее стоят лифты много лет, сейчас на них появились стыдливые записочки: «Извините, лифт временно не работает». Они ни разу не работали! Но под шумок заботы об инвалидах взялись рушить дворец! И все делается исподтишка. Ради чего переселять такое количество отделов, ломать экспозиции? У меня горы отзывов, когда люди приходят в восторг от нашей экспозиции и благодарят за то, что мы храним этот материал и показываем людям.

Я в Русском музее работаю 66-й год, из них 55 лет заведую отделом. И всегда эти дворики назывались вентиляционными. Наверное, Росси не зря их такими придумал и построил. Если сейчас их перекрывать, помещения музея, которые выходят в эти дворики, просто задохнутся. Идем дальше. Библиотека находится в том помещении, которое изначально было ей предназначено. Говорят, она переезжает в Михайловский замок, хотя там помещение не готово.

Удивляет позиция Минкультуры. Никто ведь внятно так и не может сказать, во имя чего великое переселение затевается и сколько оно будет стоить. Какая-то дикость и варварство — перекрывать дворы и уродовать здание Росси! Там же в экспозиционных залах будут пробивать стены и окна! Как можно?

Татьяна Алексеевна ПЕТРЕНКО, хранитель фонда древнерусского прикладного искусства, продолжает разговор:

— Самое сложное — переезд бронекладовой. Это помещения, которые удачно находятся во внутреннем дворе, у которых сейфовая дверь, там продуманы все стеллажи для икон, для прикладного искусства, и все в прекрасном состоянии, и климат там хороший. Здесь проводятся ювелирные экспертизы, там специальная подставка для электронных весов, потому что в любом помещении нельзя сделать точные измерения, они везде будут разные. А что в новых помещениях? Мы не знаем. Замдиректора по капстроительству Баженов ни разу не пришел к нам, не посоветовался. Едва ли он представлял, какие могут быть трудности. А сейчас все решается в авральном порядке. Я работаю более 40 лет в музее, для нас главное — не осваивание денег, а сохранность уникальных экспонатов, требующих специального хранения.

А что будет с дворцом? Это же шедевр Росси, это лицо Петербурга. Такой великолепной огромной лестницы в Петербурге больше нет. Тут все говорит о нашей победе 1812 года — поэтому он такой просторный, огромный, красивый, ориентированный на классику. Широчайший вестибюль с двумя входами, с колоннами, с великолепными фасадами. Вы радуетесь этой гармонии. И вот предлагают с левой стороны от главной лестницы переделать крыльцо, сделать стеклянный навес, который нарушит симметрию. Это варварство! В музее масса проблем, на которые средств катастрофически не хватает. Мы были бы рады ремонту, в котором нуждаются многие музейные помещения. Но эта реконструкция — вмешательство в стены, новые огромные лифты, которые в маленьких дворах должны как-то крепиться... Кто за все это понесет ответственность?

— Нам совершенно не хочется никакого противостояния, — заключают мои собеседницы, — но молчать при таком развитии событий совесть не позволяет.

P.S. Президиум Петербургского отделения ВООПИиК категорически не согласен «с предусмотренным проектом реконструкции и изменением облика всех четырех фасадов западного двора Михайловского дворца, превращением 10 оконных проемов на этих фасадах в дверные и с их закладкой». Градозащитники сочли «этот проект в целом нецелесообразным и искусственно усложненным», они обратились к властям с просьбой отменить варварскую реконструкцию. Что не мешает администрации ГРМ обещать установить строительные краны уже к 1 февраля.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5311
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4744
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...