Только что опубликован доклад министерства здравоохранения Великобритании, в котором сообщается, что доктор Гарольд Шипман, возможно, совершил около 300 убийств за время своей многолетней практики в городке Хайд в районе Манчестера.
Оказывается, после завершения в прошлом году суда над Шипманом в полицию продолжали поступать жалобы от родственников других покойников. Узнав из материалов дела, как действовал доктор-убийца, они приходили к выводу, что и в случае с их близкими Шипман вел себя подозрительно. Эти жалобы заставили стражей порядка продолжить расследование.
В подавляющем большинстве случаев жертвами Шипмана становились пожилые женщины-пенсионерки. Бывшие работницы местных фабрик, секретарши, домохозяйки - они бесконечно доверяли своему участковому, который всегда был к ним исключительно внимателен и добр. Бедные женщины и представить не могли, что, обращаясь к Шипману за помощью при гриппе или обыкновенной простуде, подвергали свою жизнь серьезному риску.
А доктор между тем нашел изумительно простой способ избавляться от пациенток. Приехав по вызову к очередной пожилой женщине, он объявлял ей, что должен немедленно взять кровь на анализ. Под этим предлогом он извлекал из своего чемоданчика шприц и... вводил жертве 30 миллиграммов диаморфина (или, проще говоря, героина), затем преспокойно дожидался, пока пациентка, благодарно улыбаясь, отходила в мир иной. Вся операция занимала от 5 до 15 минут.
После этого Шипман возвращался к себе в клинику и ждал звонка от родственников или соседей покойной, а иногда разыгрывал маленький спектакль, в котором сам же и исполнял главную роль: лично являлся к пациентке и, обнаружив ее бездыханное тело, вызывал "скорую". Заполнив все необходимые документы и определив причину смерти, он не забывал также послать открытку с соболезнованиями родственникам своей жертвы.
Постепенно Шипман так увлекся своим "летальным" занятием, что расширил круг жертв, включив в него и некоторых стариков. Так, например, с его профессиональной помощью отправились в мир иной братья-пенсионеры Сидней и Кен Смит.
Сегодня в Хайде нет улицы или квартала, где бы Шипман не отправил кого-нибудь на тот свет. Полиция констатировала: на Джоел Лейн - 6 человек, в Огден Корт - 8, включая Морин Уорд и ее мать Молли. На Гарден-стрит - те самые братья Смит, а также Томас Читэм из соседнего дома. На Коронейшн авеню Шипман "залечил" аж троих.
В Хайде Шипман пользовался непререкаемым авторитетом, и поэтому, когда появились первые тревожные сигналы, в полиции сначала от них отмахнулись. Но дело зашло слишком далеко. Первыми забили тревогу сотрудники местного похоронного бюро, которые хоть и радовались росту числа покойников, но все-таки недоумевали по поводу происходящего.
Однако решающий поворот в этом необычном деле произошел после того, как незадачливый доктор отправил в могилу бывшего мэра города Кэтлин Гранди, а затем еще и подделал ее завещание. Согласно этому фиктивному документу все состояние старушки (350 тысяч фунтов стерлингов) должно было отойти участковому доктору. То есть Шипману.
Анджеле, дочери Кэтлин Гранди и адвокату по профессии, это не понравилось. Дело не только в том, что она не получила от мамы ни пенса. Дело в том, что Шипман напечатал завещание заглавными буквами и с грамматическими ошибками - как будто писала очень старая леди. Но Анджела-то знала, что мама была в полном физическом и умственном порядке и ошибок в английском не делала. Она сличила подпись на завещании с настоящей, а затем позвонила двум свидетелям, в присутствии которых завещание было якобы оформлено. "Свидетели" заявили, что никакого завещания не подписывали. Когда останки Кэтлин Гранди извлекли из могилы, экспертиза показала, что она умерла от передозировки диаморфина.
Слух об этой находке разнесся по городку, и в полицейское управление потянулись родственники пациентов Шипмана. Одни говорили о небрежном отношении доктора к освидетельствованию трупов, другие вспоминали его неправдоподобные объяснения причин смерти или его настойчивые советы кремировать покойника. Упоминали и пропажу мелких вещей, которые, как потом выяснилось, Шипман брал в качестве сувениров.
Из 136 случаев подозрительных смертей следователи отобрали 15 наиболее очевидных. В 6 случаях покойников кремировали, в 9 - закопали. Результаты экспертиз были идентичны - передозировка диаморфина. Изучение компьютерных файлов в клинике Гарольда Шипмана показало, что истории болезни убитых им пациентов были изменены, чтобы смерть выглядела более правдоподобно. И каждый раз изменения вносились в день убийства.
На допросе Шипман упал перед следователями на колени и заплакал. Он получил 15 пожизненных заключений. По британскому законодательству, к смертной казни здесь могут приговорить только за убийство монарха или наследника престола.
И вот теперь выясняется, что на самом деле Шипман отправил на тот свет много больше людей. Это известие буквально потрясло Британию. Общественность пытается разобраться не только в мотивах поведения самого Шипмана, но и в том, как вообще могло произойти такое преступление.
С самим Шипманом все ясно. Как намекнула прокуратура, дело его пересматривать не будут, поскольку бессмысленно добавлять маньяку еще несколько сот пожизненных сроков заключения.
Зато особенно много разговоров в эти дни о серьезных недостатках национальной системы здравохранения, которые сделали возможными эти чудовищные преступления. "Общественность, - приводит "Таймс" слова автора сенсационного доклада профессора Ричарда Бейкера, - не может испытывать доверия к системе, которая оказалась не в состоянии выявить столь огромное число убийств".
"Что побудило Шипмана совершать свои убийства, до сих пор не ясно, а сам он молчит, - пишет в своей редакционной статье "Гардиан". - Никакие законы не смогут оградить нас от маньяка, обладающего властью врача. Но самое страшное заключается в том, что на протяжении многих лет никто не замечал творимых им преступлений. Министр здравоохранения Алан Милберн и правительство в целом должны немедленно принять меры для предотвращения подобных случаев. И меры эти должны быть радикальными".
И, надо сказать, британское правительство неожиданно быстро отреагировало на эти призывы. Уже в воскресенье утром стало известно о создании в стране специального агентства, которое займется контролем за деятельностью врачей и будет рассматривать жалобы в их адрес.