Владимир Путин провел совместное заседание Государственного совета и комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Обсуждалась практическая реализация мер по исполнению инаугурационных указов главы государства от 7 мая 2012 года.
«Прошу доложить, как выполняются целевые показатели по уровню зарплат во всех звеньях образовательной системы, – потребовал президент. – Профессиональное образование нужно максимально настроить на потребности экономики. А налицо явные упущения и промахи…»
Напомню: всего три недели назад премьер Дмитрий Медведев проводил совещание по тому же вопросу – реализация поручений, содержащихся в майских указах. Обсуждались те же проблемы: создание высокотехнологичных рабочих мест и рост производительности труда, повышение качества услуг ЖКХ, здравоохранения и образования. Однако кто может, к примеру, вспомнить, сколько новых современных рабочих мест появилось в стране за минувшие полтора года? Или сказать, сколько их прибавится за следующий год или два? Увы…
А ведь на том совещании премьер справедливо заметил: важно не только обсуждать вопросы и принимать решения – «важно смотреть, чтобы их исполнение сопровождалось позитивными изменениями, причем во всех точках нашей страны…»
Ну что же, оценим изменения. В указах была поставлена задача: к сентябрю 2017 года завершить расселение аварийного жилого фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года. В итоге план 2013 года выполнен лишь на 4%, переселено чуть более полутора тысяч человек из запланированных 42 тысяч. «И даже правовая база по этому вопросу до сих пор не создана», – возмутился Владимир Путин.
Президент предупредил ответственного за систему ЖКХ главу Минстроя Михаила Меня, что пока не имеет к нему претензий, но они могут появиться: «Я хочу, чтобы у вас был ясный, понятный, реалистичный план решения этой проблемы. Чтобы губернаторы регионов имели это в виду, были тоже встроены в систему и понимали, что это не просто так: поболтали – и разошлись…»
Дополнительной тревоги добавила выступившая на совещании глава Счетной палаты. «Деньги федерального бюджета на реализацию ФЦП «Жилище» используются неэффективно, – считает Татьяна Голикова. – По состоянию на 1 января 2013 года неиспользованный остаток средств на счетах бюджетов субъектов Федерации составил 13,4 млрд рублей, или почти четверть предусмотренного годового объема». То есть деньги есть, но они лежат мертвым грузом.
Такая ситуация связана с крайне низкой организацией подготовительной работы в регионах.
«По утвержденной программе не была проведена работа по градостроительной документации, оформлению имущественно-земельных отношений, – сделала неутешительный вывод Голикова. – Отсутствовали опережающая разработка проектной документации, а также среднесрочное планирование консолидированных бюджетов субъектов РФ на срок три года. Сейчас рано пока еще говорить об итогах года, но мы думаем, что мы не получим серьезных позитивных изменений».
Серьезные претензии, связанные с недостаточным вниманием к развитию бизнеса, прежде всего малого и среднего, в очередной раз предъявлены исполнительной власти. «Считаю, такой перечень мер необходимо утвердить отдельным актом правительства и оценивать ход его выполнения не реже одного раза в полгода», – подчеркнул Владимир Путин, пояснив, что имеет в виду льготы на создание инфраструктуры индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов. И дал понять, что он от своего не отступится: «Прошу это не заболтать!»
Неповоротливость кабинета была раскритикована президентом и в связи с двухмесячной задержкой решения вопроса по тарифам «Транснефти». Еще в сентябре было принято решение заморозить тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год, а в последующие два года повышать их на инфляцию предыдущего года. Но решение по тарифам нефтепроводной монополии «Транснефть» правительство обещало принять позже. В конце ноября вице-премьер Аркадий Дворкович объявил, что они также будут заморожены – в рамках общего решения по инфраструктурным монополиям. Вопрос же с железнодорожными тарифами на перевозку нефтяных грузов до сих пор окончательно не решен.
«Сегодня уже последние дни уходящего года. Компании считают экономику, планируют свое будущее на ближайший год как минимум», – раздраженно прокомментировал президент. Хотя всем вроде понятно, что расчеты следовало делать заранее. «Вот на 2015-й надо считать сейчас, чтобы не было таких вот сигналов для рынка. А они носят негативный характер, отражаются на экономике, сбивают с ритма рабочего важнейший сектор нашей экономики… В общем, профессиональнее работать нужно», – добавил Путин, обращаясь к членам кабинета министров.
Президент также попенял правительству за еще одно упущение – в области коренного реформирования российского рынка труда. Он напомнил, что к 2015‑му объем инвестиций в российской экономике должен составить не менее 25% ВВП. «К 2020 году в стране должно быть создано или модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Текущие данные показывают, что эти планы реализуются не так, как нам хотелось».
Между тем в Европе, США, Японии и других высокоразвитых странах создание высокотехнологичных рабочих мест считается одним из важнейших показателей экономического и социального развития. Ситуацию на рынке труда постоянно оценивают власти всех уровней, изучают лучшие исследовательские центры. Когда американский бизнес начал переводить промышленные производства в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, новая тенденция была вовремя замечена – и в США появились льготы для создателей высокотехнологичных стартапов, по которым эта страна до сих пор держит первенство за явным преимуществом. В год они приносят американской экономике более 400 млрд долларов добавленной стоимости.
И даже после переезда предприятий в Юго-Восточную Азию родина продолжает получать немалые дивиденды от их создания. В частности, корпорация Apple, которую в США сильно ругают за перевод большинства производств за рубеж, в самой Америке создала почти 300 тысяч рабочих мест. Причем на долю разработчиков приложений и программистов приходится лишь 33% этих мест, а оставшиеся поделили между собой маркетологи, специалисты по найму персонала и продажам и прочие.
Но сегодня ситуация в мире и в США меняется, и группа экспертов Массачусетского технологического университета из 20 ведущих профессоров и многочисленных студентов уже подготовила новый доклад о том, как и в каком направлении нужно развивать американскую экономику. Аналогичные исследования ведутся и в Европе: здесь замечено, что основной вклад в поддержку занятости и модернизацию экономики вносят зарубежные инвесторы, прежде всего из США (400 тысяч рабочих мест), Германии (260 тысяч) и Японии (110 тысяч). И этому притоку дают зеленый свет.
В России даже подобная статистика пока не пользуется спросом, а привлечение инвестиций в большинстве регионов оценивается, как правило, по «суммам прописью», а не по количеству рабочих мест, создаваемых в том или ином регионе. Хотя уже появляются регионы, где предлагаемые инвестиционные проекты оцениваются властями в том числе по эффекту влияния на повышение трудовой занятости населения. Но это исключение из общего правила.
В отличие от недавнего совещания у премьера, президент закончил встречу с членами Госсовета и комиссией по мониторингу обещанием проверить, что и как будет в итоге сделано – через полгода и через год. «Проанализируем, кто как работал. Индивидуально, – сказал Путин. – Ничего личного, просто мне нужно, чтобы работа была, чтобы выполнялись задачи, которые поставлены и сформулированы. Это касается и федеральных органов власти, и региональных».
Первую такую встречу президент назначил на будущий май, вторую – на ноябрь. «В конце ноября будем принимать определенные решения, в том числе административного характера – там, где это окажется необходимым». Намек более чем прозрачный.