Главная Культура 00:01 24 Ноября 2023 7176
Приключение испанцев в России

Пушкинский музей впервые открывает «испанский сезон»

Елена Широян, искусствовед
«Мальчик» и «Девочка» Мурильо дружно жили в Эрмитаже, пока советские чиновники не разлучили их. Фото Антона Баклыкова, предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина намерен до февраля согревать зрителя отсветами самой жаркой страны Европы. Главные пространства для выставок в двух зданиях отданы двуединому проекту, созданному в содружестве с Государственным Эрмитажем и еще тридцатью музеями России. Впервые за 85 лет, прошедших с исторического показа в поддержку республиканской Испании, в фокусе крупнейшей отечественной площадки оказались великие мастера этой страны. Голова кружится от имен XVI–XIX веков: Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя...

Давно стали классиками и модернисты Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. А также обрели славу те художники России, которые и два века назад, и совсем близко к нашим дням черпали вдохновение в испанской культуре, вступая с ней в диалог порой не без иронического подтекста, а то и споря с классическими образцами, по-своему прославляя и обыгрывая облик знаменитых героев. Эти портреты, путевые зарисовки, театральные эскизы и большое полотно современных модных авторов на тему мифа об Испании можно увидеть на выставке «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». Но прежде чем отправляться в Галерею искусства стран Европы и Америки, необходимо посетить Главное здание Пушкинского.

В Белом зале, где на возобновленных «Декабрьских вечерах» вскоре зазвучит музыка Иберийского полуострова, и на соседней Розовой колоннаде развернута выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев». Она соединила свыше полусотни картин, графических листов, скульптур из ГМИИ и Эрмитажа. Есть и совсем редкие в наших пенатах предметы декоративного искусства — нагляднейшие образцы соединения трех великих культур, ставших дрожжами для искусства Испании и соседней Португалии. На протяжении двух тысячелетий эти страны претерпели не одну волну нашествий и религиозных войн: свою лепту внесли римляне, арабы и изгонявшие завоевателей вестготы. Христиане то уживались с мусульманами и пришедшими вслед за ними иудеями, совместно строя и украшая крепости, дворцы и святилища, то под нажимом католических королей ополчались на былых соседей, бросая их святыни в костры инквизиции. Однако ближневосточное узорочье навсегда осталось в испанском искусстве, как мечети сохранились в основе многих церквей, где католики, как в Кордобе, несмотря на память о Реконкисте, молятся среди подковообразных арок и каллиграфических надписей, оставленных Халифатом. Гитара и кастаньеты, веер и мантилья — эти «фирменные» атрибуты испанской культуры, к нашему времени уже перешедшие в штампы, — суть отблески той мультинациональной реальности, под сенью которой формировались великая живопись и архитектура.

При этом ни перечисленных «знойных» предметов, ни прочей туристской экзотики в залах «Испанской коллекции» не сыщешь. Здесь лишь портреты строгих королей и вельмож, суровых или милосердных святых да замечательные детские образы. Еще вопрос, что доминирует на выставке: желание показать эволюцию испанской живописи «от маньеризма до импрессионизма» либо все же предъявить историю того, как в России коллекционировали искусство этой страны. Главным хранилищем ее артефактов был и остается Императорский, ныне Государственный Эрмитаж, где испанскую живопись начали собирать еще в XVIII веке. Ныне там более 150 работ испанских авторов, и это крупнейшая за пределами Испании коллекция ее искусства. Но то ли еще было бы, не случись драм ХХ столетия!

Ведали б Екатерина II и ее венценосные внуки, с размахом скупая европейские коллекции, как бесцеремонно перетряхнут монаршее собрание большевики! При «красных хозяевах» России произошли поистине тектонические разломы в сфере собирательства искусства. Комиссары не ценили ни целостность ансамблей, ни витиеватость судьбы той или иной коллекции. А ведь порой это были истории на грани детектива, авантюры и провидения. Откуда узнала немка из затхлого крошечного Цербста о значимости испанской живописи, когда во всей Европе этого не понимал почти никто? Однако в 1779 году Екатерина решает прибрести коллекцию Роберта Уолпола, премьер-министра британских королей Георга I и Георга II. Внук сэра Роберта из-за долгов выставил знаменитое собрание на продажу, но английское правительство отказалось его выкупить, и 204 произведения итальянских, испанских и французских мастеров за 40 тысяч фунтов стерлингов были проданы в Россию. Так в Эрмитаже появились семь картин из Испании, что в европейских собраниях той поры было редкостью. Затем последовали царицыны покупки у Иоганна Эрнста Гоцковского и графа Генриха Брюля, пока инициатива не перешла к Александру I. В его правление, совпавшее с походами Наполеона, испанские артефакты стали массово вывозить после вторжения Франции на Иберийский полуостров. Это дало толчок всплеску интереса европейцев к живописи Испании, и одно из отличных ее собраний оказалось в руках банкира из Амстердама Уильяма Кузвельта. Русский император тайно посетил его галерею в Голландии летом 1814 года и принял решение скупить все испанские картины; семь из них показаны на выставке в ГМИИ.

Финальный аккорд испанской сюиты Романовых прозвучал при Николае I: в 1834 году к нему обратился посол Испании Хуан Мигель Паэс де ла Кадена. Проживший в России десять лет дипломат славился просвещённостью и прекрасным кабинетом картин. Но, наделав долгов, перед отъездом из Петербурга был вынужден расстаться с коллекцией. Полсотни работ различных школ, из них половина испанские, перекочевали в Эрмитаж. К сожалению, не все они потом в музее остались...

Одна такая история разлуки связана с парой детских портрета кисти Мурильо, купленных еще в 1772 году князем Дмитрием Голицыным на распродаже коллекции герцога де Шуазеля в Париже. Кажущиеся картинами бытового жанра «Девочка с корзиной фруктов» и «Мальчик с собакой» на деле полны скрытой символики, но раскрывается она при восприятии обеих картин как частей единого замысла. Увы, в 1930 году приказ Музейного фонда разлучил «Девочку...» с «Мальчиком» под предлогом, что новой столице необходим хотя бы один «Мурильо», который и прописался в ГМИИ. Лишь теперь эти картины на время воссоединились. Та же участь постигла два натюрморта Антонио Переды — «с поставцом» и «с часами», вместе образующие размышление на тему «суета сует», а порознь кажущиеся просто изображением предметов быта.

Но эти произведения по крайней мере остались в стране. А были и те, которых мы лишились в ходе сталинских распродаж 1930-х, когда готовившемуся к войне вождю нужны были деньги на индустриализацию. Отголосок такой драмы, постигшей Эрмитаж, сведущий зритель уловит в лучшем на выставке холсте. Это «Портрет графа-герцога де Оливареса» (1638) Веласкеса. Картину отличает лаконизм колористического решения при богатстве психологической нюансировки. Однако экспозиция стала бы на порядок значительнее, если бы сюда привезли еще один портрет кисти великого испанца, о котором сам его герой, а это был никто иной как папа римский Иннокентий Х, сказал «Troppo vero!» — «Чересчур правдиво» (итал.). Хотя основной вариант этой картины 1650 года издавна находится в Риме, Эрмитаж владел превосходным эскизом. Увы, теперь он — предмет гордости Вашингтонской национальной галереи.

Подобные истории можно было бы рассказать о многих экспонатах выставки. Этот рассказ неминуемо вобрал бы не только покупки русских дипломатов и дары аристократов либо купцов, но и мрачные события, связанные с революцией и национализацией художественных сокровищ. Так что экспозиция получилась не только о путях испанского искусства и судьбах картин — она и про войны, перевороты, грабежи. Как и про то, что картины живут дольше людей, ухитряясь не погибнуть в пожарах и эвакуациях. Несколько экспонатов побывали в немецких штольнях, где их прятали нацисты, и в руках солдат, спасших эти сокровища после окончания Второй мировой. После чего великолепные картины и гравюры снова на полвека попали в тайники, теперь уже в СССР. Лишь в постсоветских 1990-х годах музеи начали показывать «перемещенные ценности», наличие которых в фондах прежде категорически отрицалось, в «нулевых» — постепенно включать их в экспозиции Эрмитажа и ГМИИ. Теперь уже, похоже, навсегда: на этой выставке ясно, что разговорам о возможной реституции положен конец.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5459
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5096
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...