Главная Культура 16:30 24 Октября 2023 3635
Курентзис смотрит на Восток
Там, где Теодор Курентзис, аншлаг и овации гарантированы. Фото предоставлено пресс-службой musicAeterna

Всякое серьезное музыкальное выступление – послание, но нынешнюю концертную программу оркестра musicAeterna и его руководителя Теодора Курентзиса можно считать настоящим манифестом новой культурной обращенности России на восток. Разумеется, при традиционном осознании ее, русской культуры, мирового статуса. Именно такой посыл, на мой взгляд, считывается в соединении двух абсолютных хитов отечественной симфонической школы – «Шехеразады» Римского-Корсакова, этой восточнейшей из наших классических партитур, и Второй симфонии Рахманинова – едва ли не «самой русской» у мастера, первым из соотечественников покорившего публику всей планеты. И случайно ли то, что сразу после премьеры этого русско-восточного диптиха в Доме радио Санкт-Петербурга и Большом зале Московской консерватории оркестр повез его на гастроли не куда-нибудь – в Китай, один из планетарных центров силы, ориентированность на который Россия сегодня демонстрирует по максимальному количеству направлений?

Не могу не признать этот шаг Курентзиса и организаторов нынешнего тура точным и мудрым. Уж в чем, а в классической музыке (как и в балете) наша страна остается одним из мировых лидеров. Даже в глазах супермогучего Китая.

Тут, правда, надо учесть некоторые особенности оркестра и его лидера. Как мне кажется, Курентзис и воспитанный им ансамбль – прежде всего перфекционисты, подобные ювелирам, для которых самое главное – качество огранки выходящих из их рук бриллиантов. Вот и на сей раз – какая глубина звука, тембровая насыщенность даже нежнейших деревянно-духовых соло, не говоря о струнных унисонах или медных хорах. Какая филигранность флейтовых стаккато, допустим, в третьей части «Шехеразады», где на сцену словно выбегает невидимая свита воображаемой царевны на балетных пуантах. А какие богатые «стилистические обертоны», например, в струнных фигурациях-мерцаниях второй части – сущий Равель, хотя партитура Корсакова сочинена за полтора десятка лет до первых симфонических опытов этого композитора-импрессиониста.

Другое дело, что кроме совершенства деталей есть еще такое понятие, как дыхание целого. Или, говоря совсем неакадемическим языком – вдохновенность исполнения. Качество, которым в непревзойденной степени обладали такие корифеи, как Голованов или Светланов. А вот исполнителям-ювелирам оно дается тяжелее. Нет, и у того же Курентзиса я помню по-настоящему цельные прочтения-проживания, например, симфоний Малера. Или Четвертой симфонии Брамса. Или Четвертой Шостаковича – возможно, труднейшей для интерпретации среди всех классических симфоний.

Но на сей раз мне этой вдохновенности не хватило. Все на месте – однако при восторге от технического совершенства игры почему-то музыка не уносила воображение в океанские просторы, которые явно представлял себе, сочиняя первую часть, профессиональный мореплаватель Римский-Корсаков, не захватывала грозным нервом битвы во второй части, не бросала, подобно сменяющей план кинокамере (новатор Корсаков предвосхитил и приемы киномонтажа!), из водоворота городского праздника в сердцевину морской бури, разбивающей корабль о скалы…

Особенно я почувствовал этот дефицит непосредственности в исполнении симфонии Рахманинова. Тут могу проследить и определенную историю взаимоотношений Курентзиса с этой партитурой. Пять лет назад musicAeterna сыграла Вторую, словно исследовав музыку под микроскопом. Большинство темпов оказались замедлены (порой до невероятности), вся разветвленная рахманиновская подголосочная полифония явлена, как сосудистая структура растительного листа на его препарате в гербарии… Это было изумительно с точки зрения техники – но из музыки ушел эмоциональный пульс, словно ее растянул на ложе несоразмерной длины этакий музыкальный Прокруст.

Кажется, теперь Теодор все же сделал несколько шагов в сторону живой эмоциональности: его Вторая длилась не час семь минут, а «всего» час две. И многое глубоко впечатлило – мрачный хорал вступления, напомнивший «Ромео и Джульетту» Чайковского (кстати, великолепно играемую Курентзисом), сверхвыпуклая фразировка тем в первой части, сумасшедший контраст мелодической нирваны и лихорадочного фугато во второй, блаженные объятия звуковых линий, сплетающихся, как руки возлюбленных, в третьей (снова заставившей вспомнить о Равеле с его возвышенной Паваной)… Но все равно эмоций не хватило на невероятно растянутые ходы от драматических моментов к небесным «хоровым» в той же первой части, на чересчур методичную подготовку к экстазной кульминации финала… Может быть, их, эмоций, не хватило только мне? Ну или, скажем так, страшно узкому кругу далеких от народа критиков-музыковедов? Зал-то в конце бушевал овацией, как и всегда на концертах musicAeterna.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5300
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4721
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...