Ожесточенные столкновения палестинских демонстрантов с израильскими подразделениями похоронили появившиеся было проблески нормализации и спада волны насилия. Число жертв стремительно растет. За три недели уже погибли 125 человек, и абсолютное большинство, за исключением восьми, - арабы, причем треть - моложе 18 лет. И конца порочному кругу насилия пока не видно.
Главе израильского кабинета меньшинства Эхуду Бараку в конце октября, когда вновь после каникул соберется кнессет, грозит вотум недоверия, как это ни звучит парадоксально в нынешней ситуации, - из-за слишком уступчивой политики по отношению к палестинцам. Пытаясь удержаться у власти, он заявил, что приостанавливает мирный процесс и активизирует усилия по формированию чрезвычайного коалиционного правительства с участием лидера оппозиционного блока "Ликуд" генерала-"ястреба" Ариэля Шарона. Барак считает, что Арафат намеренно подогревает волнения, чтобы на их гребне провозгласить 15 ноября Палестинское государство, и собирается в этом случае в одностороннем порядке установить границу с Палестинской автономией, занимающей лишь 40 процентов оккупированных земель, и прервать с ней все экономические связи. Миролюбивые же силы в Израиле единодушны в том, что если Шарон войдет в правительство, то на мирном процессе можно будет надолго поставить крест.
В свою очередь, палестинский лидер Ясир Арафат в резкой форме отверг заявления Барака и подтвердил, что "палестинский народ продолжит свой путь к Иерусалиму". На фоне терпящего фиаско американского патронажа, ужесточения конфронтации и словесной войны в регионе президент Клинтон продолжает по телефону увещевать и Барака, и Арафата не нагнетать напряженность...
Внимание наблюдателей привлекает визит в Москву израильского министра по вопросам регионального развития, политика-патриарха Шимона Переса. Формально он примет участие в форуме лауреатов Нобелевской премии в Москве (его соратник Рабин, убитый экстремистом, разделили в свое время премию мира с Арафатом за подготовку соглашений между Израилем и палестинцами в Осло в 1993 году, положивших начало мирному процессу), но, естественно, как ожидается, Перес будет вести разговор о более активном подключении Москвы к миротворчеству в Ближневосточном регионе. А Россия могла бы сделать немало как для прекращения кровопролития, так и для выработки соглашений на основе разумного компромисса.