Главная Культура 00:06 24 Сентября 2021 15850
Алексей Герман выиграл «Дело»

Известный режиссер снял политически острый и едва ли не лучший свой фильм

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фильм остался в Каннах без приза, но это не отменяет его достоинств, на первый взгляд, не очень броских. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит новый фильм Алексея Германа-младшего, снятый прошлой осенью, в разгар пандемии. Тогда из-за наглухо закрытых границ остановились съемки его международного высокобюджетного проекта «Воздух» о летчиках Великой Отечественной. Чтобы не терять время в унылой карантинной отсидке, на свет был извлечен написанный ранее сценарий малобюджетного фильма «Дело», который Герман снял за рекордно короткие 23 дня. А потом поехал с ним на Каннский фестиваль.

Фильм остался в Каннах без приза, но это не отменяет его достоинств, на первый взгляд, не очень броских. Предыдущие ленты Германа («Последний поезд», «Гарпастум», «Бумажный солдат», «Под электрическими облаками») впечатляли агрессивной формой, визуальным напором — порой при смутности сюжета и зашифрованности содержания. С годами режиссер, которому недавно исполнилось 45 лет, похоже, впадает (это путь многих) в «неслыханную простоту», свидетельством чему был уже «Довлатов» — его предыдущий, пока самый успешный в прокате фильм.

В «Деле» нет особых операторских изысков, все действие происходит, по сути, в одной декорации, выстроенной художником, женой режиссера Еленой Окопной. Главным в фильме становится не «картинка» (хотя она по-своему выразительна, напоена сырым осенним воздухом и пронизана каким-то зыбким светом), а объем и движение характеров, звучащее с экрана слово. И это сполна отвечает замыслу режиссера, который накануне каннской премьеры без устали повторял (в том числе в интервью «Труду»), что его новая работа — в первую очередь, поклон великой русской литературе.

И впрямь: по ходу фильма всплывают имена Пушкина и Достоевского. В квартире профессора висит портрет Ахматовой. Главный герой фильма, бунтарь и неврастеник, отдаленно напоминает то ли Чацкого, то ли чеховских интеллигентов. Сам себя в порыве гордыни он сравнивает с Осипом Мандельштамом, бросившим вызов Сталину. Название фильма отсылает к пьесе Сухово-Кобылина «Дело», написанной автором по мотивам облыжного обвинения, жертвой которого он стал. А сама пьеса была пронизана такой ненавистью к царскому чиновничеству, что цензура запретила ее на 20 лет. Так что «родословная» у экранного «Дела» богатая и достойная.

В центре фильма — профессор литературы Давид Гурамович, грузин по отцу, доживающий свой век (ему за 50) где-то в провинции у моря. Он имел смелость (или неосторожность) написать в социальных сетях пост о том, что мэр города украл 5 миллионов рублей при строительстве памятника Петру I. «Ответка» не заставила себя ждать: против «слишком умного» профессора завели сфабрикованное уголовное дело по факту хищения им средств на проведение научной конференции. И тут же посадили под домашний арест — без права пользоваться интернетом и выходить из дома дальше, чем на 100 метров, да и то с электронным браслетом на ноге.

Захламленная книгами, альбомами, рукописями профессорская холостяцкая квартира; неуютный, плохо освещенный подъезд; пятачок двора возле когда-то роскошного, а теперь обшарпанного двухэтажного дома, утопающего среди высоких сосен; ржавый остов памятника Ленину; неизменный железный забор; кусочек северного моря, которое можно увидеть с балкона дома, — вот и все видимое на экране пространство фильма. Но в какой-то момент ты понимаешь, что этот стоящий на отшибе особняк — образ провинциальной России. Красивой, но запущенной. Богатой, но ободранной. Зависшей между ржавым прошлым и неясным будущим.

К Давиду Гурамовичу наведываются ходоки. Переживающая за него мать (Роза Хайруллина). Циничный следователь (Александр Паль), читавший Оруэлла, но исправно служащий системе. Бывшая жена (Анастасия Мельникова), живущая теперь не с рохлей-интеллигентом, а с «деловым человеком», пусть и трусливым. Соседка-врач (Светлана Ходченкова), приглядывающая за стремительно ухудшающимся здоровьем профессора. Слесарь, починяющий бесконечные протечки воды в доме. Студенты Гурамыча, не отрекшиеся от своего педагога, в отличие от коллег и ректора вуза, который уже издал приказ об увольнении своего лучшего специалиста по Серебряному веку.

Практически все они с той или иной долей симпатии относятся к профессору, верят в его невиновность. Более того, весь город знает, что настоящий вор — мэр, но сделать ничего не могут. Или не хотят. Или боятся. Мать уговаривает сына, что воровали при Петре I, Екатерине II, при коммунистах, будут красть и дальше. Беременная врач боится потерять работу, отказываясь в какой-то момент делать больному профессору спасительные уколы. Студенты опасаются громко выразить солидарность, поскольку одного из них, вышедшего с одиночным пикетом, уже отчислили из вуза...

Тем временем неизвестные громилы вдребезги разносят квартиру профессора. Уголовный тип на лестничной площадке приставляет ему нож к горлу, не успевая прирезать из-за крика соседки. Профессора не пускают навестить больную мать в больнице. Нанятые мэром «титушки» за жалкую мзду кричат под окнами дома заученный слоган: «Профессор вор!». И обвиняют его в том, что он украл деньги у самого Пушкина, написавшего, по их мнению, «Преступление и наказание». У Давида Гурамовича от всего этого шалит сердце, болит спина, отказывают ноги. Со всех сторон ему нашептывают: признай вину, покайся, и дело кончится условным сроком, а жизнь вернется в привычное русло.

Но этот тщедушный, уже физически раздавленный человек (прекрасная, глубокая работа Мераба Нинидзе) неожиданно для многих, а, может быть, и для самого себя, проявляет железную волю. С непостижимым упорством стоика, с отчаянием Дон Кихота областного масштаба он стоит на своем: я не виновен, воровать нельзя никому, ни при каких обстоятельствах, ни при каких режимах. И вместе с поверившим в него адвокатом (Анна Михалкова) до конца бьется за свое честное имя, за свои жизненные принципы, за торжество правды. Всем бы так. Но можно ли требовать от людей, у которых есть семьи, жизненные планы, нормальное желание выстроить профессиональную карьеру, подобного стоицизма? «Дело» оставляет этот вопрос открытым для дискуссий и различных толкований.

Алексей Герман всячески отрицает, что его фильм «экранизирует» реальные уголовные дела Кирилла Серебренникова или Алексея Навального. Говорит, что сценарий был написан несколько лет назад, задолго до известных событий. Но тогда надо восхититься даром предвидения режиссера, который угадал в своем фильме многие обстоятельства и даже детали из громких московских уголовных процессов последних лет. И в показанном на экране частном случае, в ЧП городского масштаба сумел разглядеть некую общую и весьма тревожную тенденцию.

В итоге новая работа режиссера оказалась первым после давних уже фильмов «Дурак» Юрия Быкова и «Левиафан» Андрея Звягинцева не только значимым художественным, но и социальным, политическим высказыванием. Согретым при этом какой-то сердечной, интимной интонацией, нравственным светом. Наверное, это, а также финал фильма, неожиданно и, увы, слегка облегченно развязавший тугой узел тяжбы между стоиком-профессором и вороватым мэром, устроило чиновников нашего министерства культуры, которые не стали чинить препятствий выходу этого острого фильма на наши экраны.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5345
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4811
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...