22 сентября единственное в России государственное радио классической музыки «Орфей» (отмечающее, кстати, свое 30-летие) стало и телевидением, точнее — запустило в интернете одноименную цифровую медиаплатформу. Теперь лучшие оперные и балетные спектакли, концертные программы, рассказы о выдающихся композиторах и исполнителях, о славных, но незаслуженно забытых страницах музыкальной истории можно не только слушать, но и смотреть. И это далеко не единственное новшество, которое старейшая отечественная музыкальная станция предлагает поклонникам классики, о чем «Труду» рассказала генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова.
Началось наше общение, впрочем, с «каверзного» вопроса газетчика — может ли Россия сравниться по объему вещания классики с признанным мировым лидером — Германией? Ответ был честно-печальным: нет. Там станций подобного профиля — по несколько на каждую федеральную землю, у нас — одна на всю страну. Были попытки организовать частное вещание в Москве и Петербурге, но как выдержать конкуренцию с десятками (в одной только столице полсотни) коммерческих каналов, передающих популярную музыку?
С другой стороны, если сравнить с тем, что мы имели 30 лет назад — несколько часов вещания классической музыки на тогдашней IV программе Всесоюзного радио, — прогресс покажется головокружительным: круглосуточные передачи основной эфирной станции, сочетающие собственно музыку с рубриками экспертов — пианистки Екатерины Мечетиной, директора Музея музыки Михаила Брызгалова, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского... Правда, все это — лишь в 9 городах страны, да и из тех только в Москве, Петербурге и Кургане «Орфей» можно найти в высокотехнологичном диапазоне FM, в остальных шести — на архаичном УКВ, ну а в прочих восьми десятках субъектов федерации под музыкальной классикой, видимо, понимают «Ласковый май». И даже в этом узком клубе городов-ценителей высокого музыкального вкуса случаются потери: например, несколько лет назад его покинула Казань — вообще-то весьма продвинутый в культурном отношении мегаполис.
Генеральный директор и художественный руководитель «Орфея» Ирина Герасимова — за обновление и преемственность традиций станции
На самом деле, уверяет Ирина Анатольевна, все не так трагично, поскольку в наш цифровой век открыты для освоения безбрежные просторы интернет. Вот и «Орфей» обзавелся уже 15-ю специализированными сетевыми каналами, доступными через его мобильное приложение и сайт: тут фортепиано, крупная форма (сонаты-кантаты-оратории-мессы и все прочее мощное и концептуальное), бельканто, камерная музыка, даже классика эстрады (репертуар Утесова, Шульженко, Магомаева, Кобзона и других звезд)...
И вот уже два дня как запущена цифровая медиаплатформа «Орфей», которую в некотором смысле можно назвать телевидением, точнее библиотекой зримой музыки. На самом деле функции ресурса orpheus.ru даже шире, чем у традиционного ТВ, поскольку на нем предполагается разместить не только саму медиаплатформу, но и оцифрованный нотный архив бывшего Гостелерадио — а это вся мировая классика, игравшаяся нашими радио- и теле-коллективами, да еще с пометками таких легендарных дирижеров, как Геннадий Рождественский, Клавдий Птица, Юрий Силантьев... Это и видеоколлекция лучших оперно-балетных постановок, концертных программ, прежде всего отечественных. Пока в ней несколько десятков записей, но их число будет быстро расти. Это и прямые, а также записанные трансляции конкурсов, вроде знаменитого вокального соревнования, носящего имя Елены Образцовой, или международного состязания молодых композиторов «Рострум»...
Также будет прибывать собрание видеоподкастов о выдающихся отечественных музыкантах. Уже доступны видеофильмы о композиторах Евгении Половинкине и Александре Мосолове, чья деятельность в 1920-е годы почти забыта сегодня, хотя была важной связкой между предреволюционным декадансом и творчеством Шостаковича, Свиридова, других классиков ХХ века.
Порой же «орфеевцы» совершают настоящие научные, художественные, исторические открытия. Например, ими была разыскана партитура «Антирелигиозной симфонии» того самого Мосолова. Сегодня из сочинений этого мастера первого русского музыкального авангарда время от времени исполняется разве что пьеса «Завод» — дерзкий эксперимент по передаче средствами симфонического оркестра звукового колорита индустриального производства. Но она — лишь часть музыкальной летописи, оставленной нам талантливым композитором. «Антирелигиозная симфония» для оркестра и двух хоров, несмотря на свое название — настоящий реквием по уничтоженным большевиками священникам и храмам, а ее музыка рассказывает о последних днях существования храма Христа Спасителя, сталкивая в вокальных строчках пение церковного хора и крики агитпроповцев, а в конце воспроизводя грохот взрыва... «Орфею» удалось организовать мировую премьеру и запись соединенными усилиями музыкантов Москвы и Нижнего Новгорода, и сейчас Симфония доступна на интернет-ресурсах станции.
Кстати, подобные изыскания из русской музыкальной истории, равно как и трансляции наших главных фестивалей вроде Московского Пасхального или Транссибирского, очень востребованы на международном поле. А партнеры по Европейскому вещательному союзу, в свою очередь, «платят» российским коллегам трансляциями с Зальцбургского фестиваля, Вагнеровского смотра в Байройте, Бетховенского в Бонне...
Конечно, такому искушенному слушателю «Орфея», как я, нашлось, о чем спросить «с пристрастием» у генерального директора — например, куда делся такой супер-информативный цикл, как передачи Алексея Парина о вокальном искусстве.
«Срок жизни любого проекта ограничен — ответила Ирина Анатольевна. — Но даже если его темп и стиль не вписываются в новую концепцию вещания, все это сохраняется в архиве и доступно на сайте».
Что ж, преемственность старого и нового — прекрасный тренд, и если нынешнему орфеевскому руководству удастся сочетать бойкость быстрой, несколько «попсовой» на традиционный слух нарезки, принятой сейчас в основном эфирном вещании, с академической солидностью программ на тематических каналах, это только укрепит полифонию вкусов, без которой, на мой взгляд, не может существовать федеральная станция классической музыки.