- Ваше Высокопреосвященство, те люди, которые вас обвиняли, уверены, что сами они - честные русские патриоты. Однако вы не на словах, а на деле доказали собственный патриотизм. Почему же в начале 90-х ваша позиция так отличалась от мнения части епархии?
- Вообще-то я не очень люблю говорить на такие темы. Чувство патриотизма не предназначено для публичной демонстрации, оно должно быть "в себе". Мне кажется, не все понимают, что это такое. Слово "патриот" происходит от древнегреческого "патер" - отец, отечество. Любовь к своему отечеству. Но давайте вспомним, каким был в основном советский патриотизм? Интернациональным. СССР провозглашался "защитником всех обиженных". А руководители государства направляли средства на поддержку революций. Это же какой-то гегемонизм, а не патриотизм.
Можно ли говорить о патриотизме людей, живших в советской Литве? По-моему, там была чистейшей воды политика. Советская Конституция гласила: каждая республика свободно находится в составе СССР, свободно может из него выйти. Меня обвиняли, видимо, за то, что в тот момент я был даже более русским, чем теперь - тогда я только приехал в Литву, а всю жизнь прожил в России. Я поддерживал и поддерживаю все русское, а потому понимаю стремление к национальному самоосознанию других народов, в том числе и литовского.
- Нет ли в ваших словах противоречия? Ведь из них следует, что в Советском Союзе формировался лишь интернационализм, а места русскому патриотизму не было.
- Это не совсем так. Государство действительно формировало "чувство интернационализма", и в нем, если отвлечься от конъюнктуры вроде бы нет ничего плохого. Но важно, чтобы при этом человек ощущал свою принадлежность к своему народу, его культуре, духовным ценностям. Этого многие были лишены, являясь безродными "интернационалистами". Но такими были далеко не все. В Советском Союзе жили представители многих национальностей. Что мешало им ощущать себя не только советскими людьми, но и патриотами своего народа?
- Но вот сейчас в России реальная свобода совести и слова. Однако вокруг понятия "патриотизм" по-прежнему идут споры.
- Нужно не политизировать вопрос, а понять, каким духовным миром живет человек. Кто он как личность? Каковы его убеждения? Сейчас такое время, когда фактически разрушены многие идеалы, которыми жили предыдущие поколения. К сожалению, у свободы слова есть изъяны. Многие СМИ штампуют некоего "среднего россиянина", пропагандируя негативизм. Что обрушилось на подрастающее поколение? Призывы жить красиво. Воспеваются не красота личности, а богатство, насилие, секс. Трудно воспитывать людей в духе православных духовных ценностей, когда на них идет эта волна.
- Коммунисты пытаются приватизировать понятие "патриотизм", объявляя политических оппонентов в предательстве интересов Родины. Но патриотами считают себя и центристы, и даже некоторые политики прозападной ориентации. Как разобраться?
- Давайте вспомним славянофилов и западников. Те и другие были патриотами, русскими людьми, только каждый по-своему видел развитие России. Не знаю ни одной партии, которая не считала бы себя патриотичной. А нормальный человек, в партии ли, вне нее, не кричит о своем патриотизме. Однако споры продолжаются, и не только в политической сфере. Одни говорят: "Мы любим Россию, но в ней всегда все было плохо". Другие: "Если бы Россия была не православной, а протестантской или католической, она была бы совершенно другой. Давайте исправлять, брать рецепты с Запада". Третьи: "У нас все было великолепно. Мы построили государство, которое простиралось от Балтики до Тихого океана. Наше государство многонациональное, и все находили возможность жить в мире. Нужно вернуться назад, все восстановить". Талантливые пропагандисты умеют убеждать. Но нужно самим понять суть проблемы. Почему такая огромная страна с такими богатыми ресурсами - такая бедная? Хочу напомнить, что перед революцией 1917 года Россия стремительно развивалась, но процесс был насильственно остановлен большевиками.
Нужно знать и понимать историю России. Но почему растут сорняки в душе? Потому что в человеческой натуре есть негативные стороны, а бороться с ними можно только с помощью культуры, религии. Никакие указы тут не помогут.
- Вы и миллионы других наших соотечественников живете за пределами этнической родины. Это как-то мешает патриотическим чувствам?
- Нисколько. Моя историческая родина - Россия, но я уже 12 лет в Литве, у меня есть ее гражданство, и я законопослушный гражданин республики. Я люблю Литву, ее природу, мне многое здесь нравится, эта моя любовь - эстетического порядка. Никто в Литве не мешает самоосознанию и самовыражению русской диаспоры, остальное зависит от нас самих. К ценностям русской культуры, в основе которых лежит православие, можно приобщаться и в церкви, и в школе, и дома.
- Чем дорого русское отечество лично вам?
- Первое для меня - православие. Это моя религия, это смысл моей жизни.
Люблю русскую литературу. Роман Тургенева "Дворянское гнездо" считаю лучшим его произведением. С Достоевским познакомился довольно поздно - это замечательный мыслитель. Люблю Чехова, его юмор. Люблю Малый театр, в 80-е годы любил и театр Советской Армии - там шли, в частности, хорошие вещи Думбадзе. Люблю русскую музыку. С удовольствием слушаю оперы "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Борис Годунов". Люблю многое, что дал русский гений.
- И все же, Ваше Высокопреосвященство, как духовность преломляется в конкретную жизнь, в быт?
- С детства мама мне говорила: не лги, не кради. Это были очень жизненные заповеди. Еще в детстве я понял: почти все крали, начиная от детей, кончая взрослыми. Общественное добро, колхозы, например, растаскивали. А мне мама говорила: ни в колхозе, ни у соседа красть нельзя. Стало быть, я должен добросовестно относиться к собственности - и государственной, и частной. Вот вам принцип христианства. А если человек понимает и любит творчество классиков, того же Тургенева, то и ценности - нравственности, поведенческие - оттуда берет.