Главная Культура 23:21 24 Августа 2019 1421
«По большому счету я делаю фильм для себя»

Режиссер фильма «Бык» Борис Акопов рассказывает о своем пути в кино

Дмитрий Кузнецов, Выборг – Москва
Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

22 августа в прокат вышел фильм «Бык»– криминальная драма молодого режиссера Бориса Акопова, действие которой происходит в 1997 году в маленьком подмосковном городке. Несмотря на то, что фильм дебютный, его отличают напряженный сюжет и отличная игра актеров. В июне на «Кинотавре» фильм получил Гран-при и приз за лучшую мужскую роль. Также «Бык» был показан вне конкурса на фестивале «Окно в Европу», где корреспонденту «Труда» удалось поговорить с режиссером.

–Борис, «Окно в Европу» для вас уже третий фестиваль?

– Да, до этого были «Кинотавр» и фестиваль в Карловых Варах в июле.

– Сначала главный приз «Кинотавра», потом приз в Карловых Варах?

– Я с разницей в 2 дня узнал, что фильм принят на оба фестиваля – и везде получил награды.

– Не жалеете, что Карловы Вары, а не Венеция?

– Не знаю фестивального мира и его правил. Говорят, что участие в «Кинотавре» не дает возможности отправить фильм в Венецию, и у продюсера Федора Попова была дилемма. Он предпочел «Кинотавр».

– После побед на двух фестивалях ваша жизнь изменилась?

– Конечно. Я даже удивился,что некоторые продюсеры, не посмотрев мой фильм, просто узнавчто он победил, предлагали мне сценарии, чтобы снимать. Да, появились знакомства с хорошими продюсерами, и стало понятно, что второй картине быть. Работая над «Быком», я не зналцену себе как режиссеру – получится что-то или нет, настолько был замыленный глаз и опухший мозг.

– Вторая картина тоже будет по вашему сценарию?

–Я уже подписал договор на постановку. Это современная история про молодую девушку. В шутку даже называю ее «Быкесса». Я использую эмоциональный двигатель, который был в «Быке», просто меняю время и персонажи, но хочу оставить ту же энергетическую и ритмическую составляющую.

– А как бы вы определили этот эмоциональный двигатель?

– Ну, какой-то поток эмоциональный… Мне нравится делать фильм, который самому интересно смотреть. То есть, по большому счету, я делаю фильм для себя.

–Это картина про человека, который попал в безвыходное положение и пытается найти из него выход?

– Да, можно сказать и так.

– До того как заняться режиссурой, вы были балетным танцовщиком?

– Я закончил Балетную академию и работал почти во всех балетных театрах – Кремлевский балет, Классический балет, театр Касаткиной и Василева – больше всего у них проработал, они все время гастролировали, и это мне было интересно, я весь мир объездил. Танцевал в массовке, так как у меня не было данных, чтобы стать солистом.

– А когда вы начали учиться в Балетной академии?

– В девять лет. В обычной школе два года всего проучился.

–Это ваши родители захотели, чтобы вы там учились?

– Мама захотела.

– Ваш папа следователь. Как же вышло, что он вас по своим стопам не направил и не отдал в кадетский корпус?

– Папа всегда был занят, и потом – надо знать мою маму, она любого следователя уговорит. В 90-е годы мы жили в Балашихе, где была довольно криминальная обстановка, и мама отдала меня в балетное училище, в интернат, чтобы круг общения был другой. Кстати, многие мои приятели детства из Балашихи плохо кончили.

– А ваша мама связана с театром?

–Нет, она учитель биологии.

– Ее не смущали слухи, что в балетных труппах развращают молодых людей?

– Она в это до сих пор не верит. Я ей рассказывал, что балетные люди – жители той же грешной земли, что и все остальные. Что на самом деле там любят пить, курить, ну и… все остальное. Плюс культивируемое ощущение, что ты богема, и это действительно развращает. Но ей кажется, что балет – исключительно мир чего-то прекрасного, воздушного. Мир культуры в высшем ее проявлении.

– А к вам в училище или в театре не приставали, не требовали секса с мужчиной?

– Такого не было, но все всё понимали и сразу разделялись на группы: они отдельно, а я и мои друзья – такие, как там говорят, «быдлобалетники» – любили пиво, девок и все такое. И друг друга эти группы не доставали.

– Вы в Большой попали по блату? Или это везение?

– Нет, меня долго мурыжили: я ходил туда на класс. А сначала попал в Кремлевский балет.

– И прямо в Кремль ходили на работу?

– Именно так. Когда начал работать, году в 2003-м, зафанател от танца. Начал пахать как сумасшедший, но потом это быстро ушло.

– Почему?

– Потому что это тяжело, больно, каждое утро класс, где с тебя сходит семь потов…а я ленивый. В общем, это сродни спорту.

– Сколько вы проработали в Большом?

– Полгода. За которые вышел на сцену два раза всего лишь. Спектакли были уже собраны, и я чувствовал себя балластом, плюс накопились травмы, и я решил менять карьеру.

– А почему кино?

–У меня давно была такая мечта, я всегда графоманил немножко. Когда закончил Балетную академию, первое, что сделал – попытался поступить во ВГИК на сценарный, но не взяли.

– То есть вы любите литературу? А кто ваш любимый писатель?

– Я люблю эмигрантскую литературу – Набоков, Марк Алданов. Забавно – пока ехал в Выборг на поезде «Лев Толстой» читал лекции Набокова про Анну Каренину. После Большого я поступал во ВГИК на режиссерский, на документалистику. На гастроли всегда брал с собой пленочный фотоаппарат. Поступил, год проучился, и меня выгнали из-за конфликта с ректором. Потом сменился ректор, и я снова поступил уже на режиссуру игрового кино в мастерскую Андрея Эшпая.

– Вы сами писали музыку к «Быку»?

– Да, электронную. В училище были музыкальные занятия, но, конечно, никакой электроники – традиционное пианино.

– А криминальный мир вам знаком?

–Я же говорю, мы были «быдлобалетники». То есть круг моего общения всегда был немного маргинальный. После Балашихи я переехал в район Печатники, потом Текстильщики. Там тоже оказались нормальные пацаны – кто-то сидит уже, кого-то нет в живых. Случалось и мне попадать в ситуации – бывали драки, с фингалами ходил.

– А с отцом у вас хорошие отношения? Он продолжает работать следователем?

– У него язва и все на свете, и он оставил эту работу. В 90-е пришлось очень тяжело. Его заказывали пару раз. Сбегал из дома, скрывался, чтобы не нашли. Одно время был директором Гостиного двора, потом открыл хлебопекарню. Отец – хороший, но сложный человек.

– У него кавказские корни?

– Грузинские и армянские. А мама из польских дворян, у меня даже остались ее родовые бумаги, подписанные императрицей Екатериной, и серебряный портсигар, где выгравирован вид нашей усадьбы в Ивановской области. Их фамилия была Ганские. Очень известное имя: жену Бальзака звали Эвелина Ганская.

– Когда вы писали сценарий, пользовались рассказами своего отца?

– Скорее воспоминаниями о папиных рассказах. Какие-то персонажи вошли в фильм. Например, герой по кличке Маус, которого играет актер Филимонов, носит в кармане гранату – в точности как один папин знакомый-бандит, который приходил к нему и говорил: «Я оставлю гранату, в театр иду, потом заберу».

– Вы давали отцу читать свой сценарий?

– Нет, потому что он бы начал учить меня, как писать, как на самом деле было и т. д.

– Вы закончили ВГИК в 2016 году. Сценарий «Быка» к тому времени уже был готов?

– Нам всем поставили пятерки за дипломы – и отправили в свободное плавание. Я уехал в Балашиху к маме, занялся спортом, здоровьем. И стал писать. За четыре месяца написал сценарий. Ни с кем не общался, только бегал, читал, писал. Тут прошел ВГИКовский фестиваль, и мой дипломный фильм «Рай» получил главный приз. Меня пригласили на пьянку после церемонии, рядом сидел продюсер Федор Попов, который спросил, есть ли у меня еще что-нибудь. Я предложил ему сценарий «Быка», он сказал: присылайте. Прочел и сказал: давайте запустимся у нас на студии.

– Продюсер и актеров вам выбрал?

– Нет, я сам выбирал, он их просто утверждал.

– А короткометражку «Рай» вы сняли на свои деньги?

– Часть денег дал ВГИК, часть мне пришлось заработать самому. Работа жесткая: выпускающим режиссером на ТВ. Программа – ужасная: выгородка типа кухни, две ведущие выдают лайфхаки для домохозяек. Это был ад. Я работал ночами – снимал, монтировал. Зато за два месяца заработал на дипломный фильм.

– У Быка был прототип?

– Это мой сосед по дому в Балашихе, парень постарше меня, в чем-то бывший для меня примером.

– Он погиб в 90-е?

– Нет, попал в тюрьму.

– Этот герой и его история вам дороги?

– Ну конечно, я же его вырастил, столько в него вложил – писал, снимал, монтировал. И Юра Борисов, сыгравший Быка, теперь мой друг.

– А как вы его нашли?

–Он закончил Щепку, мне его предложил кастинг-директор. Мы пообщались, и сперва он мне показался каким-то чересчур серьезным. Я долго не мог принять решение, поскольку были еще один кандидат на роль. Нов конце концов судьба распорядилась так, что я выбрал Юру. И это оказалось классно: очень же важно, кто центральный персонаж, от него потом весь ансамбль заиграет. У Юры в лице серьезность и одновременно детское выражение. Это показывает, что герой взрослее своих лет и ровесников.

– Как вы в свое время восприняли новогоднее обращение Ельцина, которым заканчивается ваш фильм – и эпоха 90-х?

- Мне было тогда 14 лет, и я, конечно, не мог в полной мере оценить происходящее, но по лицам взрослых понимал, что происходит что-то важное.

 

– Вы довольны, что стали режиссером?

– Теперь да. До этого преследовали сомнения. Но 500 копий – это почти широкий прокат. С фильмом что-то получилось, и я успокоился, что все не зря.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9371
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7069
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?