Главная Культура 00:18 24 Августа 2018 6478
Наталья Гундарева: конопатое чудо

Ей в эти дни могло бы исполниться 70. Но ее нет с нами уже 13 лет...

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина». Фото: globallookpress.com

Она была народной артисткой не только по званию, но и по самому характеру и сути своего творчества, по непреходящей народной любви. Зрители ждали ее новых ролей — даже если она надолго исчезала с экрана, как это, например, случилось после трагического летнего дня 2001 года, когда Гундарева, нажарившись на немилосердном солнце, а затем всласть накупавшись в холодной реке, упала у себя на даче, готовя семейный ужин. Тогда она перенесла обширный инсульт, впала на 10 дней в кому, но стараниями врачей вернулась к жизни. Правда, больше на сцену и съемочную площадку она так и не вышла...

Бог поцеловал ее еще при рождении. Гундарева была щедро одарена талантами. Умела прекрасно готовить, шить, вязать, рисовать. При обустройстве квартир обходилась без дизайнеров — у нее было потрясающее чувство стиля и цвета. Еще в школе подрабатывала чертежницей, а параллельно играла в детском театре.

Однокурсники по Щукинскому училищу, а это Юра Богатырев, Костя Райкин, Наташа Варлей, называли ее за легкий талант, за кустодиевскую красоту, за прелестные веснушки «конопатым чудом». Гундарева была настолько яркой, самобытной, самодостаточной натурой, что ректор «Щуки» Борис Захава говорил, что ее нечему и незачем учить. К выпускному курсу в очередь за молодой актрисой, «талантливой и естественной, как кошка», выстроились аж пять столичных театров.

Она выбрала Театр Маяковского с его прекрасной труппой, любовью худрука Андрея Гончарова к русской и зарубежной классике. Уже первая ее крупная роль (Липочка в спектакле по пьесе Островского «Банкрот», в котором Гундарева подменила Татьяну Доронину) принесла актрисе известность. Стало ясно: на московской сцене взошла новая сверхъяркая звезда. Поняв это, Доронина перешла во МХАТ: двум большим актрисам на одной сцене тесно.

После того успеха Гундарева переиграла в театре и кино более сотни ролей. Это были фабричные девчонки и дамы полусвета, пышнотелые купчихи и деревенские бабы, обманутые жены и многодетные матери, тороватые буфетчицы и вороватые чиновницы, одинокие разведенки и властные бандерши, княгини и графини, императрицы и бунтовщицы. Будучи разносторонней, универсальной актрисой, Гундарева в совокупности своих сценических и экранных ролей, как мне кажется, с небывалой доселе полнотой воплотила собирательный русский женский тип — чувственный и сердечный, смиренно скромный и безудержно размашистый одновременно. Поистине: «Есть женщины в русских селеньях»...

Зрители ее героиням, ей самой верили безоговорочно. Не только потому, что она всегда играла ярко, точно, сочно, с доскональным знанием всех особенностей воплощаемого характера, а и потому еще, что для публики она была своей, «нашей Наташей». Гундарева, в отличие от многих субтильных, шатающихся от ветра кинодив, не гналась за голливудскими стандартами. С детства привыкла к эпитетам в свой адрес: «пышка», «кубышка», «пампушечка»...

Позже сама шутила, что ее бедра не влезают в пространство экрана. Даже после неизбежных в актерском деле диет, выматывающих репетиций и ночных съемок, после торопливых перекусов на ходу она все равно тяготела к более привычным для России округлым женским формам. И уже одно это рождало доверие между актрисой и зрителями, в своей массе тоже не похожими на голливудских небожителей.

А кроме того, Гундарева не выпендривалась на публике, не играла в звезду, живущую в башне из слоновой кости. Родившись в коммунальной квартире на Таганке, сызмальства помогая разведенной матери с домашними делами, переиграв до своего поздно пришедшего достатка десятки эпизодических ролей, она была плоть от плоти своего много работающего и мало, увы, зарабатывающего народа. И люди это чувствовали. И платили актрисе за эту сродненность с их судьбой верной любовью.

Гундарева была цельной, сосредоточенной натурой. Вела аскетичный образ жизни, подчиненный главному делу жизни. В театр ходила пешком — это занимало 35 минут. По пути думала, осмысляла прочитанные книги и сценарии. С удовольствием принимала от встречных искренние проявления зрительской приязни. А вот досужие расспросы журналистов про «жареное» и «желтое» не любила. Терпеть не могла светские сборища, называла их «вертепами», на которых актеры, по ее мнению, торгуют своим талантом в обмен на жвачку, жрачку и бокал дармового вина.

Характер у нее был, по ее собственным словам, не сахарный, хотя один из самых известных ее фильмов назывался «Сладкая женщина». Гундарева, по моим наблюдениям, была светлым, жизнерадостным человеком, но не умела лукавить. Неизменно резала правду-матку в лицо, в чем потом порой раскаивалась, но иначе не умела. Попробовала себя однажды на скользком политическом поприще, сходив на два года в депутаты, после чего окончательно поняла, что ее призвание — высокое актерское притворство, а не криводушные думские словопрения.

Бог не дал ей детей ни в одном из трех браков. Наверное, еще и поэтому она много и жадно работала — не было для кого себя беречь. По ее собственному признанию, даже в средних спектаклях играла так, словно завтра предстоит умереть. В лучшие времена у нее выходило по пять-шесть, а то и по восемь фильмов в год, и это не считая театральных работ. Драматург Виктор Мережко, который написал для нее четыре сценария, рассказывал, что в одну из встреч актриса напомнила ему обессиленную, загнанную лошадь: вот-вот упадет...

Гундарева толком не отдыхала, не занималась своим здоровьем, хотя была гипертоником со стажем. Пробовала, но не могла бросить курить — этой пагубной привычке была привержена с подростковых лет. Здоровье Натальи Георгиевны сильно пошатнулось после автомобильной аварии, выбившей ее из рабочего графика на целый год. Но актриса привычно не обращала внимания свои недомогания: мол, работа лечит. Она и впрямь выходила порой играть совершенно больной — и буквально исцелялась на сцене. Правда, после окончания спектакля, бывало, падала за кулисами. Вечно так продолжаться не могло. В итоге — уже упоминавшийся инсульт, из которого ее вытащили врачи не иначе как по протекции Бога.

Актриса мужественно боролась за возвращение в нормальную жизнь с помощью верного, любимого, последнего своего мужа — актера «Маяковки» Михаила Филиппова, который находился при ней неотлучно. Читал ей книги, рассказывал театральные новости. Потихоньку дела Гундаревой пошли на поправку, через год она выписалась из больницы. Одно время у коллег, рассказывала мне партнерша Гундаревой по сцене Светлана Немоляева, появилась надежда, что актриса одолеет недуг и даже вернется на сцену. К ней в полной мере вернулась речь, она стала ходить. Кричала криком от боли, но ежедневно с помощью врачей разрабатывала больную левую руку. Но после неудачной прогулки, когда Гундарева упала на улице и ударилась затылком о лед, инсульт сразил ее вторично...

P.S. Прошло 13 лет со дня ее ухода. Хоронили ее под свиридовскую «Метель», как она и завещала. Но метель минувших лет так и не замела ее след в искусстве. На экране появились тысячи новых звезд и звездочек, а замены Гундаревой как не было, так и нет. Она осталась любимой, неповторимой, единственной. И таковой уже пребудет в нашей душе и памяти.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5468
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5112
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...