Первая ласточка: суд взыскал с жительницы Ярославля 50 тысяч рублей за оскорбительные комментарии в адрес ее коллеги в социальной сети «Одноклассники». Теперь нельзя безоглядно писать все что захочешь — найдется управа.
Антон Носик, блогер
— Ежегодно суды получают тысячи исков на предмет происходящего в виртуальном пространстве. Большинству из них хода не дают. Провайдеры не раскрывают IP-адреса в рамках гражданских дел. Если у судьи есть мотивация — звонок из высокого кабинета, взятка или что-то еще, — тогда возникает дело. А в целом, считаю, это большая катастрофа нашей правоохранительной и судебной системы — столь пристальное внимание к виртуальному миру. Вокруг тысячи нераскрытых убийств и изнасилований! Да и всю Сеть не подчистишь: ежедневно мы сталкиваемся с потоками хамства и оскорблений на форумах и в блогах. Если по каждому случаю организовывать судебные слушания, можно про остальные преступления забыть. Убежден, что суды не должны тратить время на виртуальное хамство. Я же сам скорее промолчу, если обнаружу очередной оскорбительный комментарий в свой адрес.
Ольга Еремина, аспирантка МГУ
— Интернет — большой забор, на нем пишут все кому не лень, и тратить свои силы на суд глупо. Но то, что такая возможность существует, хорошо: у нас много хамства из-за безнаказанности. Попробуйте в Германии обхамить прилюдно человека! Все вызовутся в свидетели, и это фигуранту запомнится на всю жизнь. А разве по-другому можно научить?
Татьяна Локшина, сотрудник российского офиса Human Rights Watch
— Сеть — публичное пространство. Значит, мы имеем дело с публичным оскорблением — интернет же завален оскорбительными выпадами в чей-то адрес. Но неужели надо сразу вмешивать государство? Административные суды этого не потянут. К тому же если кто-то несет суровое наказание за комментарий, а большинство — не несут, то мы имеем дело с избирательным правоприменением. Я противник наказаний за оскорбления в виртуальном пространстве. Если увлекаться этими вещами, то можно ненароком и на свободу слова наступить. Да и всех не накажешь: интернет безграничен! Себе я хамства не позволяю, но если кто-то оскорбит меня — не замечу.
Александр Нагорный, журналист
— Санкции явно несоразмерны содеянному. Средняя зарплата в Ярославле — 10 тысяч рублей. 50 тысяч — это пять месяцев труда. Всякий суд должен учитывать этот момент. Если бы про меня написали гадость в Сети, я бы не обратил внимания. Есть проблемы поважнее.