Любой ценой пережить лето — такой девиз начертан на афишах наших кинотеатров, которые после ухода голливудских блокбастеров терпят огромные убытки. По итогам мая закрытыми оказались уже 770 кинозалов, а средняя посещаемость на сеанс достигла исторического дна. Государство, по сути, бросило отрасль на произвол судьбы: выплывайте, мол, как умеете. Кинотеатры пока отчаянно барахтаются. Благо в июне на экраны вышли два отечественных фильма, способных побороться за внимание поредевшей аудитории.
Сюжет картины «Одна» основан на истории реальной авиакатастрофы, случившейся 24 августа 1981 года. Пассажирский Ан-24, летевший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, на высоте 5200 метров столкнулся с военным бортом. Оба самолета разнесло в клочья, обломки разлетелись на семь километров, пилоты и пассажиры погибли. Чудом выжила одна Лариса Савицкая, которая летела с мужем домой после свадебного путешествия. Фрагмент самолета с креслом, в подлокотники которого Лариса вцепилась руками (этому ее научил итальянский фильм «Чудеса еще случаются», который она посмотрела накануне), падал восемь минут и спарашютировал на деревья. Это спасло ей жизнь.
Режиссер Дмитрий Суворов в целом придерживается канвы событий — в этом ему помогла сама Савицкая. Сегодня ей слегка за 60, она появляется в кадре на финальных титрах, рассказывает о пережитом. Но «Одна» — кино не документальное, а игровое, так что многое авторам пришлось додумывать. У Ларисы после падения было сотрясение мозга, перелом ребер и пять травм позвоночника. Двое суток она провела рядом с телами погибших, спасаясь в обломках самолета от дождя, ночного холода и лютого таежного комарья, хотя и совершала недалекие вылазки.
Авторы фильма даровали экранной Ларисе (ее самоотверженно играет Надежда Калеганова) возможность передвигаться по местности и даже бегать. В попытке выбраться к людям Лариса будет утопать в болоте, тонуть в бурной реке, спасаться от тигра, стрелять из ракетницы. Эти экшен-сцены, равно как и само столкновение самолетов, выглядят в фильме достоверными, качественно снятыми, но, как ни странно, не самыми эмоционально волнующими. Может, потому, что они в той или иной степени дублируют приемы западных фильмов про авиакатастрофы и чудесные истории выживания. Но переплюнуть голливудские хиты в этом плане трудно — с их гигантскими бюджетами и технологическими возможностями.
Гораздо лучше, на мой вкус, режиссеру удалась история любви героев, которая возникает флешбэками — в воспоминаниях и снах Ларисы. В этих сценах замечательно воссозданы житейские фактуры и сам воздух 80-х, а во взаимоотношениях героев есть неподдельная искренность, романтика, любовь, чистота. Буквально несколькими штрихами актер Максим Иванов набросал обаятельный портрет мужа Ларисы — студента, белокурого красавца, будущего хирурга, а возможно, и художника (он рисует забавные комиксы), чья жизнь оборвалась буквально на лету.
Судя по всему, снимать сцены про крушение людских судеб режиссеру интереснее, чем про крушение самолетов. Поэтому «Одна» постепенно выруливает из пространства фильма-катастрофы в область человеческих чувств. Сильнейшие сцены фильма связаны с горем матерей, которые переживают потерю своих детей. Актрисы Мария Сокова и Анна Дубровская демонстрируют здесь высший актерский пилотаж — прямо хоть сейчас выдвигай на «Нику» за роли второго плана. Чего не скажешь о Викторе Добронравове, который играет некоего сурового службиста, расследующего причины трагедии, на одной тоскливой ноте. И потому в финальное очеловечивание его героя слабо веришь.
У фильма была надежда выйти на международную арену — лентой заинтересовался Netflix, который планировал выпустить «Одну» на ряде территорий. Сделка состоялась 22 февраля, но затем американский стриминговый сервис прекратил в нашей стране деятельность. И фильм «Одна» в итоге остался один на один с отечественным зрителем. Картина вышла на экраны 9 июня, с тех пор она держит лидерство в нашем прокате, хотя и не собирает тех денег, на которые имела основание рассчитывать. За 11 дней проката «Одна» заработала только половину бюджета. А в затылок ей дышит уже «Дикая» — еще одна история выживания в суровых природных условиях, которая в эти дни выходит на экраны.
Поставил «Дикую» Владимир Котт — автор тонких картин «Громозека», «Карп отмороженный», «Конец фильма». Но слава артхаусного режиссера, чьи фильмы собирают фестивальные призы, проваливаясь при этом в прокате, его, видимо, изрядно утомила. И вслед за недавним прокатным хитом — комедией «Непослушник» — Владимир решил снять еще один зрительский блокбастер. И поместил эффектную московскую модель Алену (Таисия Вилкова) в дикую якутскую тайгу.
Вообще-то Алена собиралась со своим случайным знакомым, олигархом Егором (Алексей Кравченко) в Ниццу, но тот спьяну что-то напутал, и его частный самолет вместо Лазурного Берега приземлился в Якутске, где у героя серьезный бизнес, суровая жена-якутка и малолетние дети. Искупая вину перед девушкой, Егор отвозит Алену на катере в красивейшее место, не тронутое цивилизацией. Гусарствуя перед ней, прыгает в реку со скалы — и не всплывает. Алена остается одна посреди тайги. На ней лишь туфли на высоких каблуках, красное платье да купальник тигровой расцветки...
В тайге Алене предстоит пройти практически через те же перипетии, что и героине фильма «Одна». Тут тебе и встреча с медведем, и нашествие крыс в пещере, и атака муравьев на сладкое девичье тело, и таежный пожар, сменяющийся обложным ливнем. А еще будут невесть откуда взявшиеся в этой таежной глуши бандиты, и гонки на катерах, и суровая жена Егора (Ильяна Павлова), которая появится, чтобы спасти незадачливую москвичку от неминуемой гибели.
Говорят, режиссер первоначально намеревался снять драматический фильм, но замысел претерпел изменения, и на выходе получилось нечто иное. Тут тебе и комедия с сатирическими стрелами в адрес московской богемы, и приключенческий экшен с гонками на катерах и лихими перестрелками, и мистический триллер с шаманскими заклинаниями, и драма женского соперничества, и говорящий песец, и туристический трип по красивейшим местам Якутии. Не скажу, чтобы это жанровое варево выглядело очень гармонично и изысканно, но горячо точно будет.
Фильму Владимира Котта не сильно повезло с выходом на экраны вслед за картиной Дмитрия Суворова. По сути, «Дикая» отрабатывает ту же тему женского выживания в дикой тайге, что и «Одна», только делает это в условной, порой дурашливой манере. Что в итоге предпочтет зритель: суровый реализм «Одной» или броскую яркость «Дикой»? И хватит ли у наших и без того немногочисленных зрителей задора смотреть два фильма с похожими сюжетами? Прокат покажет.
P.S. А пока издержки планирования выхода фильмов в прокат приводят к тому, что кинозалы продолжают закрываться. К осени, прогнозирует аналитик кинорынка Сергей Лавров, в России останется 1500 кинозалов из 5000. К январю 2023-го — только 500 кинозалов. А на восстановление кинотеатральной отрасли понадобится от 5 до 10 лет. Но будем верить в лучшее. Ведь чудеса все же случаются — не только на экране, но и в жизни.