7 мая зал концертный зал «Зарядье» приглашает слушателей на презентацию хаммерклавира (так в начале XIX века назывались рояли тогдашней конструкции) фирмы Neupert, модели Louis Dulcken – точной копии инструмента 1815 года.
Хаммерклавир «Зарядья» – образец классического и раннеромантического фортепиано – позволяет передать тембр, динамику и множество тончайших деталей звучания музыки, написанной специально для подобных инструментов Бетховеном и его современниками. На примере шести сонат из наследия венского классика мы поймем, как он слышал свою музыку.
Первый в жизни этого инструмента публичный концерт дадут лучшие российские мастера исторического исполнительства – Алексей Любимов и Елизавета Миллер.
Алексею Борисовичу Любимову мы обязаны самим возникновением в России школы исторически достоверной или, как теперь говорят, аутентичной интерпретации музыкального текста. Именно его уникальная коллекция старинных клавишных инструментов стала базой им же созданного Факультета исторического и современного исполнительского искусства в Московской консерватории. Профессор сам играет на десятках клавишных инструментов разных эпох, каждый из которых требует своего способа звукоизвлечения, и к такой же свободе владения историческим инструментарием приучает студентов.
Одна из воспитанниц профессора – Елизавета Миллер. Она – первый музыкант из России, которая выиграла престижный конкурс старинной музыки Musica Antiqua в Брюгге по специальности «хаммерклавир». В последние годы учитель и ученица представили вниманию столичных слушателей цикл из всех клавирных сонат венского классика. «Бетховена я теперь совершенно не могу играть на современных инструментах, – признается в одном из интервью Алексей Борисович. – Современный инструмент для меня груб. Мало того: он не отвечает замыслам Бетховена. Полностью. Ни темпы, ни динамические оттенки, ни педальные указания автора невозможно выполнить на современном инструменте».
В том, насколько прав мастер, можно будет убедиться, прослушав 7 мая 6-ю, 7-ю, 8-ю, 16-ю, 17-ю и 18-ю сонаты Бетховена.