В минувшее воскресенье «Первый» сделал царский подарок. Но не всем. Я, к примеру, осчастливлен не был. Поскольку канал практически весь день (если быть точным — с 12.15 до 18.35) показывал программу «Золотой граммофон». Лучшее», а я, увы, не являюсь поклонником отечественной попсы. Скажу больше: я ее не переношу. Хотя мне-то что, у меня есть возможность смотреть множество других телеканалов. А каково людям в глухой провинции, где только «Первый» и принимается?

Помнится, лет пять-шесть назад какой-то дециметровый телеканал пошел на неожиданный ход: в День Победы запустил все серии «Семнадцати мгновений весны». Зрители придумку оценили. Приключения Штирлица в логове врага всем известны почти наизусть. Включая время от времени любимые эпизоды, запросто можно было получить такое же удовольствие, как от полноценного просмотра легендарной ленты Лиозновой.

Пример оказался заразительным. Другие каналы по той же схеме начали демонстрировать популярные многосерийные фильмы. Особенно повезло «Приключениям Шерлока Холмса» и «Месту встречи».

Но со временем стало казаться, что подобные масштабные показы вызваны не столько желанием угодить зрителю, сколько нежеланием ломать голову над составлением программной сетки.

Если кто не знает, формирование телепрограммы — крайне сложный и муторный процесс. Это не просто — почесал репу и решил: дай-ка я на шесть советский фильм поставлю, на восемь — юмор, а на десять, после новостей, американский боевик. Нет, хорошие программные директора принимают во внимание десятки факторов. От того, кто в это время с наибольшей вероятностью может быть у экрана, и до стоимости контента. С учетом, разумеется, предложения конкурентов.

А тут запузырил на весь день сериал какой-нибудь — и гуляй себе! Так, в то же самое воскресенье телеканал РЕН ТВ показывал сериал «Знахарь» 15 часов подряд! Это с какой же нечеловеческой силой надо любить данный телепродукт, что посвятить ему весь выходной от рассвета до заката! Пятый канал шесть с половиной часов радовал «Детективами», а перед этим, в субботу — шесть с половиной часов «Следом». Молодежный MTV не пожалел тех же шести часов эфирного времени для ситкома «Каникулы в Мексике». И это не все примеры. В следующее воскресенье нас ждут девять часов «Экстрасенсов» на ТНТ и шесть часов «Дневников вампира» на том же MTV. «Первый» ограничится скромными четырьмя с четвертью часами лучшего из «Большой разницы» в Одессе.

Вообще-то чем дальше, тем тверже ощущение, что телевизионщики зрителей не любят. Высокие рейтинги — да, любят. А зрителя — нет. Вот если бы можно было как-то получать рейтинги без зрителя:

А что, скажете — любят? Это когда в лучшие передачи вставляют гигантские блоки рекламы — любят? Когда уродливые анонсы загораживают пол-экрана в самые интересные моменты? Когда в войне контрпрограммирования плодят программы-двойники?

Впрочем, страна у нас такая. Врачи не любят пациентов, гардеробщики — посетителей, водители — пассажиров, а чиновники — народ.