
Если гламурная блогерша за час «зарабатывает» 2 млн долларов, значит, это кому-нибудь нужно? Многие испытали шок, увидев ту роскошь, в которой купаются блогерша Валерия Чекалина и ее муж Артем. Шикарные автомобили, вилла и прочие атрибуты успеха не сходили с экранов, дабы разжечь праведный гнев у населения. Произошло это после того, как их обвинили в уклонении и пособничестве в уклонении от уплаты налогов на сумму 300 млн рублей. Валерия зарабатывает на хлеб с маслом продажей фитнес-марафонов и косметики, а также рекламой.
Не успели сойти на нет кадры красивой жизни Чекалиных, как новый скандал. Следственный комитет обвинил другую блогершу, Александру Митрошину, в неуплате налогов на сумму свыше 120 млн рублей. По данным следствия, Митрошина пользовалась упрощенной системой налогообложения, которую можно применять с доходом до 150 млн рублей в год. Однако, как нам рассказали с экранов, ее доход многократно превышает эту сумму. Да эта героиня и сама хвасталась, что за час заработала 140 млн рублей, давая уроки блогерства. Можно предположить, что тут пахнет мошенничеством на сотни миллионов недоплаченных налогов.
Возникает вопрос: почему только сейчас? Что, раньше налоговые и следственные органы не знали, сколько зарабатывают так называемые блогеры-миллионники? Или все их внимание приковано к так называемым иноагентам? Тут сразу вспоминается, как несколько лет назад депутаты Госдумы заинтересовались этими лояльными власти или аполитичными вершителями человеческих судеб и повелителями душ, блуждающих по соцсетям. Будучи сами не в состоянии завладеть массами, народные избранники решили, так сказать, изучить передовой опыт и пригласили раскрученных блогеров поговорить по душам в здании на Охотном Ряду. Там-то и раскрылась вся пропасть, когда одна из приглашенных отказалась поработать помощницей у депутатов, поскольку думские зарплаты показались ей смешными по сравнению с ее доходами... Поговорили, погримасничали — и разошлись.
Судя по всему, нынешняя погоня за блогерами сродни предлагаемой бизнесу «единоразовой выплате в бюджет дополнительных неналоговых платежей». Образовавшийся дефицит бюджета надо как-то закрывать. Закрывают как могут. Системы здесь никакой нет. Тем временем финансовое мошенничество, и не только с налогами, стало в России одним из самых популярных видов спорта.
За 2022 год число выявленных случаев таких мошенничеств выросло почти вдвое. Согласно данным Центробанка, в этом списке 4964 различных компании, занимающихся незаконными финансовыми операциями. Годом ранее таковых было 2679. Так называемых финансовых пирамид стало в 2,3 раза больше, черных кредиторов — в 1,8 раза, нелегальных участников рынка ценных бумаг — в 1,4 раза. И это только по официальным данным, то есть речь идет о пойманных с поличным. Обычно эти данные появляются после того, как вал заявлений обобранных граждан переполняет чашу терпения правоохранительных органов. И они начинают действовать.
При этом законодатель и исполнительная власть как-то вяло реагируют на происходящее. Ряды мошенников, обирающих граждан и бюджет, ширятся. Взять хотя бы так называемые микрофинансовые организации, среди которых половина вообще нелегальные. Не имея законных оснований для своей работы, они тем не менее привлекают простаков широтой размаха: шикарные офисы, менеджеры в дорогих костюмах, обильные фуршеты. Хотя на поверку это чистый криминал, и деньги здесь криминальные. Вряд ли это возможно без чьей-то «административной» поддержки — «крыши», выражаясь языком 90-х.
Больше того, не так давно Госдума отклонила законопроект, предусматривающий полный запрет микрофинансовых организаций в России. Всем известно, что большинство таких контор — бандитские, однако депутатам закон не приглянулся. Против выступил и Минфин. На корню законодательно пресечь деятельность финансовых пирамид тоже никто не торопится. Время от времени телевизор демонстрирует расследование «честных детективов», с праведным гневом разоблачающих очередных последователей Мавроди. И на этом все успокаивается, пирамиды живут и процветают. Естественно, их организаторы не платят никаких налогов в госбюджет.
Отдельный популярный вид финансового мошенничества — липовые кредиты, которые оформляются без ведома граждан. Нередко законопослушные налогоплательщики узнают о таком кредите от их имени, когда пени по невыплаченным платежам зашкаливают. Предметом гласности становятся лишь вопиющие случаи, о которых сами граждане в отчаянии пытаются рассказать, взывая к помощи государства.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про так называемую социальную инженерию, с помощью которой мошенники выманивают данные и тащат деньги с банковских счетов. По данным Центробанка, в 2022 году без согласия клиентов были проведены банковские операции на сумму более 14 млрд рублей. Годом ранее эта сумма была меньше на треть. Для борьбы с мошенниками ЦБ разработал процедуру самозапрета на онлайн-кредитование. Пока она действует только через конкретные банки, куда надо подать заявление, а также бюро кредитных историй. Нужен закон. Но Госдума опять же не торопится его принимать. Что же касается «мастеров социальной инженерии», то здесь вообще непочатый край работы для законодателей и правоохранителей. Но особого рвения тоже не наблюдается.
Причин здесь может быть множество. На одну из них мы уже намекнули: личный интерес определенных групп чиновников. С политической точки зрения можно предположить, что государство не очень заинтересовано в прозрачности, оно не слишком утруждает себя соблюдением законности и социальной справедливости. Ведь если одним позволено на пустом месте делать сотни миллионов, а другому достается минимальный размер оплаты труда, общество разделено. И им проще управлять.
Конечно, не стоит забывать, что в Госдуме заседают не голодранцы, а солидные и нередко очень богатые люди. Согласно принятым ими законам, упомянутые блогерши, которые облапошили государство на сотни миллионов рублей, могут отделаться легким испугом, если полностью погасят задолженность по налогам. Ведь у нас, чтобы остаться безнаказанным, нужно украсть не много, а очень много. Ну или кто-то из этих мошенников будет показательно выпорот, дабы показать, как власть рьяно борется с этим злом. И на этом все успокоятся.