Главная Культура 15:15 24 Марта 2021 3039
Рахманиновская весна в «Зарядье»

Оркестр из Казани представил первую в мире полную запись симфонического творчества великого композитора

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и ГСО РТ на сцене «Зарядья». Фото предоставлено устроителями концерта

21 марта, в канун дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его лидер, художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, представили в Москве впервые издаваемый полный комплект записей симфонического творчества великого композитора. Бокс-сет из четырех компакт-дисков выпустила одна из авторитетнейших фирм мира – Sony Classical.

ГСО РТ – один из наиболее динамично развивающихся симфонических коллективов России. Опираясь на традиции своих первых руководителей, в первую очередь дирижера-основателя – прославленного Натана Рахлина, оркестр за последнее десятилетие, с приглашением на лидерский пост Александра Сладковского, совершил рывок и вошел в элиту не только российских, но и мировых симфонических ансамблей. Доказательства тому – не только планетарные гастрольные маршруты, не только постоянный абонемент в Московской филармонии (пока никакой другой региональный коллектив не имеет в столице страны подобного), но и поистине звездная дискография, включающая полные собрания симфоний и инструментальных концертов Шостаковича (2016 год, фирма «Мелодия»), Чайковского (2020, Sony Classical), цикл симфоний Малера (2016, «Мелодия»).

Рахманинов в этом ряду закономерен – не только как один из великих русских композиторов, но и как автор, чья музыка во многом сформировала сегодняшнее лицо оркестра. Сергей Васильевич любил Казань, охотно в ней выступал. И первым из большого блока фестивалей, которыми сегодня известен ГСО (дирижерский смотр «Рахлинские сезоны», праздник современной музыки Concordia и др.), стал ежегодный весенний фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову и его эпохе. Конечно, в этих программах звучат не только чисто симфонические произведения, но и вокально-оркестровые партитуры, и фортепианные концерты, исполнять которые приезжают именитейшие солисты – Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Борис Березовский…

Однако комплект записей Александр Сладковский решил выстроить по-другому. Его привлекла идея — показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от ранних партитур до произведений, подытоживших творческий путь. «Рахманинова играют все, записей его фортепианных концертов — множество. Мне же было интереснее погрузиться в чистый симфонизм, потому что мало кто записывал целиком все симфонические произведения Рахманинова. Не припомню, кто издавал это в одной коробке», — объясняет свое решение дирижер.

Таким образом в бокс-сет из четырех CD вошли три симфонии, сюита (только скромность Рахманинова не позволила ему назвать это грандиозное сочинение Четвертой симфонией) «Симфонические танцы», фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мёртвых» и «Вокализ» в авторской оркестровой редакции. Поразительно, что этот громадный объем чрезвычайно сложной, полифонически и темброво детализированной музыки оркестр записал в своем родном Большом концертном зале имени Сайдашева всего за шесть дней августа 2020 года. Так проявились мастерство коллектива, степень его сродненности с этими партитурами. Отметим и работу прославленного московского звукорежиссера Павла Лаврененкова. Дважды лауреат премии «Грэмми», заслуженный артист России – давний партнер ГСО, охотно откликнулся он и на нынешнее приглашение своих казанских друзей. Ну и нельзя не напомнить, что этот и другие проекты Госоркестра Татарстана неизменно поддерживаются президентом республики Рустамом Миннихановым: хороший пример для других регионов России.

21 марта в московском зале «Зарядье» состоялась концертная презентация релиза. Конечно, в одной программе, пусть и протяженной, длившейся до позднего вечера, трудно даже конспективно охватить все периоды полувекового симфонического творчества Рахманинова. Сладковский показал первую его половину, от юношеских романтических опытов до главной радостной кульминации всей композиторской биографии Сергея Васильевича – Второй симфонии, оставив слушателю домысливать последующие драматические и трагические ее страницы. Впрочем, у настоящего большого художника все творчество, при громадном внутреннем разнообразии, едино, и порой даже в молодой по духу симфонии слышались предвестья скорбных раздумий «Симфонических танцев»: например, в многочисленных кларнетовых соло, словно подернутых вуалью ностальгии (не зря первым из солистов, кого Александр Витальевич «поднял» для поклона публике после исполнения симфонии, был именно кларнетист).

Более того, драма зрелого Рахманинова вполне прослушивалась уже в первом сочинении программы – фантазии «Утес», хотя она и написана на заре творческого пути, в 20-летнем возрасте. Здесь, как напомнил нам ведущий вечера Юлиан Макаров, отразились чувства юного Сергея, понявшего невозможность соединения с любимой, но недоступной ему из-за сословных преград генеральской дочерью Верой Скалон. И воображение композитора, нашедшее опору в знаменитом стихотворении Лермонтова «Утес» («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана»), создало симфоническое полотно совсем не ученического размаха. Казанцы с великолепной драматургической хваткой передали эту непростую по форме музыкальную новеллу, объединившую и порхание ветерков, птичек, тучек (фиоритуры флейт и кларнетов), и тяжесть темных дум (низкие струнные), и сумрачную страсть трубных, валторновых, тромбоновых кличей.

Дальше дирижер позволил себе «шаг в сторону», но не «побег», конечно, из темы, а просто взгляд слегка со стороны – именно со стороны фортепианно-оркестрового творчества, которого в бокс-сете нет, но в жизни-то большинство из нас получает первое представление о Рахманинове как раз через эти музыкальные страницы. Оценим шаг Сладковского: он, сотрудничающий едва ли не со всеми ведущими пианистами страны, пригласил сыграть Первый концерт юную Еву Геворгян, которая еще даже не перешагнула рубеж 17-летия – возраста, когда Сережа Рахманинов написал первую редакцию этого произведения. С Евой Александр Витальевич познакомился три года назад, аккомпанируя ей на конкурсе Grand Piano Competition. И теперь не только подтвердил свой класс великолепного оркестрового аккомпаниатора, но и дал возможность молодой коллеге показать, как развивается ее творческая индивидуальность. Ева, ученица знаменитой Наталии Трулль в ЦМШ, к сегодняшнему дню успела пройти горнило (крепко держитесь за стул) 40 конкурсов. Девушке не занимать уверенности в себе, которая подчас поднимала ее до уровня настоящего исполнительского куража. И все же – хотел бы ошибиться, но показалось, что в какой-то степени «индустриальный» масштаб ее конкурсной деятельности наложил отпечаток на исполнительскую манеру – та стала более «вернячной», утеряв толику яркости, непосредственности, дерзости, какой Ева некогда поразила, скажем, в «Пляске смерти» Листа.

Не исключаю, впрочем, что отчасти виновата и специфическая акустика «Зарядья», к рояльному звуку, особенно форсированному, не очень благосклонная. А вот когда в бисе – «тихой» прелюдии соль минор Ева максимально прояснила палитру, это произвело эффект расчистившегося после бури неба и ясно вырисовавшегося под светом луны пейзажа.

Первый концерт, исполненный с участием юной солистки Евы Геворгян, представил фортепианное «ответвление» симфонической программы. Фото автора

Ну и та самая кульминация – Вторая симфония. В которой – после Светланова, Ашкенази, Гергиева, того же Сладковского прошлых лет – трудно поразить интерпретаторскими открытиями, а опасностей это почти часовое, драматургически сверхнасыщенное музыкальное повествование таит множество. И главная опасность: за обилием деталей, которых в этой естественно и привольно разворачивающейся музыке не меньше, чем брызг в морской волне, чем листьев в лесу, чем извивов в реке, – так легко утерять стержень и смысл целого. Иные дирижеры, боясь этого, торопят темп – и теряют в значительности интонации. Другие хотят расслышать все мельчайшие «ростки» партитуры, все нахлестывающие, как волны ветра, струнные мотивы, все подробности бурлящих подкатов к кульминациям – и лишают их живого дыхания: музыка умирает, как злосчастный гость педанта-Прокруста, не подошедший к стандартам его ложа. Доводилось слышать такое даже у суперталантливых исполнителей, которым великолепно даются сложнейшие партитуры Малера, Шнитке, сегодняшних авангардистов…

Сладковскому удалось пройти между Сциллой и Харибдой. Хотя уже во вступлении вольный, замедленный порой почти до полной остановки темп заставлял екать сердце – да как же из такой разреженно-скупой интонационной материи музыканты выстроят гигантское, только начавшее расти здание? Выстроили. Не гнали события, но и не мельчили суетливостью. Любовно подали, как жемчужину среди бурных волн, как белый храм на холме, незыблемо светящий сквозь ветра – прекрасную «хоровую» тему духовых. Достигли почти брамсовской резкости струнного штриха в скерцо. Изумительно точно попали в солнечно-луговое, полуденное настроение третьей части. И в финале не перетяжелили знаменитый лирический апофеоз, а сыграли его с мягкостью и даже нежностью истинной любви.

Ну а кому все же не хватило здесь привычного пафоса, казанцы выдали его сполна в бисе – оркестровом переложении хрестоматийных «Весенних вод», этой, может быть, самой рахманиновской из рахманиновских мелодий, так подошедшей к духу и нынешней, задержавшейся и оттого еще более желанной весны.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?