Главная Жизнь 01:01 24 Марта 2006 184
А НАМ ЛЕТАТЬ ОХОТА!
Глава Росавиации Александр Юрчик подвел неутешительные итоги: за 2005 год российские авиазаводы вместе собрали 17 самолетов, из них лишь 6 относятся к судам нового поколения. За это время Airbus выпустил 378 лайнеров, а Boeing - 290. Мы больше не конкурен
Алексеев Владимир

В былые времена, о которых сегодня российские авиастроители вспоминают с тоской, был случай, когда один из великих генеральных конструкторов сгоряча рявкнул в сторону "Аэрофлота": "Пусть жрут, что дают!".
Сегодня бывшие директора стали капиталистами, хозяевами заводов, но старые привычки сохранили. И пытаются "впарить" частным перевозчикам самолеты, сделанные с букетом недоделок. Генеральный конструктор "Ильюшина" заявлял, что Ил-96 сделан на уровне мировых стандартов, но забывал добавить, что этот уровень существовал в мире 30 лет назад.
Гражданскую авиацию России рынок застал врасплох. Да, она еще не умерла, но состояние предынфарктное. Мы делаем по нескольку самолетов в год, то есть перешли от серийного производства к штучному. Монополисты в области производства запчастей довели ситуацию до абсурда, когда их доля в цене самолета составляет 50 - 60 процентов.
Стоит ли удивляться, что мы теряем свое небо? В 2005 году услугами всех российских авиакомпаний воспользовались 35 миллионов пассажиров. В советское время "Аэрофлот" перевозил в 3 раза больше.
Взгляд сверху
Что характерно, российские власти не теряют оптимизма. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что к 2015 году объемы гражданского самолетостроения увеличатся в 7 раз, а доля российской гражданской авиации в мировых авиаперевозках достигнет 15 - 20 процентов.
Самое парадоксальное: гражданская авиация еще лет 20 может жить на старом багаже. Что-то надо слегка подновить, что-то заменить. Западные самолеты летают в среднем по 70 лет, но при этом проходят несколько модернизаций. У нас этого нет. Например, прекрасный самолет Як-40, который даже в Северной Америке летает, имеет один недостаток - много сжигает горючего. Есть программа перевода машины на новый двигатель. Мы бы закрыли все вопросы с воздушным сообщением северных городов - Як мог летать туда и обратно без дозаправки. Мы бы сэкономили кучу денег, поскольку отпадает необходимость северного завоза горючего. Однако утвержденная на всех властных уровнях программа не получает финансирования и существует только на бумаге.
С новыми самолетами Ту-204, Ту-214, Ил-96 история повторяется. Конструкторы заложили срок их жизни по минимуму - 20 лет. Чтобы снова заработать на продлении срока эксплуатации.
Очень трудно помочь больному, если он сам не хочет. Чтобы Ил-96 был конкурентоспособен с Boeing, надо переписать техдокументацию и удлинить срок службы. Даже не нужны испытания - только добрая воля КБ. Но ее нет, потому что за каждую переписанную цифру конструкторы привыкли брать деньги.
Смотрим дальше. Если хорошо придуманную машину выдают в серию в виде полуфабриката, то за доработки должны заплатить авиакомпании. Это уже не бюджетные деньги. На кого ложатся затраты? На пассажира! Перевозчики ставят лишних два десятка кресел. В итоге в салоне Ила, который изначально комфортнее Boeing, пассажирам некуда ноги поставить.
Вот уже два года "Аэрофлот" не может приобрести шесть Ил-96. Выложить сразу по 50 миллионов долларов за лайнер ни одна компания не в состоянии. Во всем мире самолеты покупаются в лизинг, то есть под льготные кредиты и в рассрочку. В России создали две лизинговые компании и дали им 6 миллиардов рублей. Деньги бюджетные, а проценты по кредитам выше, чем у западных лизинговых компаний, которые берут деньги у частных банков. В результате нашим авиакомпаниям проще взять в лизинг импортный секонд-хэнд, который дешевле и экономичнее. Самое любопытное, что за прошлый год все 180 наших авиакомпаний получили прибыль в размере 80 млн. долларов, которых не хватит на покупку даже одного нового Boeing-767.
Ситуация не безвыходная. Просто для реальной поддержки авиастроения следует давать льготные кредиты не посредникам, а заказчикам, то есть авиакомпаниям. Тогда все встанет на место. Вот, например, перевозчики прямо заинтересованы, чтобы их самолеты меньше сжигали керосина. На Ил-96 можно поставить новые двигатели ПС-90 и вывести машину на уровень А-340. Для этого достаточно предоставить заказчикам связанный кредит. А если еще государство проценты возьмет на себя, то проблема конкурентоспособности будет решена быстро и эффективно.
Но пока все идет к тому, что в нашем небе останутся только иностранные самолеты. Перевозчики это переживут, летчики тоже без проблем переучатся. А вот на авиапроме можно будет поставить жирный крест. Повторим судьбу Германии и Японии, которые после войны потеряли свои самолеты.
Из досье "Труда"
На сегодняшний день Boeing имеет рекордный портфель заказов на поставку 1002 самолетов. А лидировавший до недавних пор на мировом рынке Airbus, по оценке экспертов, набрал заказы на поставку 800 лайнеров.
Наше сотрудничество с Западом развивается более чем странно. Если раньше они переманивали российских специалистов, то теперь на нашей производственной базе конкуренты открывают центры, которые работают по заказам Boeing и Airbus. Предлагают, например, поработать над шасси для А-350, продуть его на центрифуге в ЦАГИ и дать заключение. Или поставлять вентиляционные решетки. Это все работа на подхвате, за копейки. А мы хлопаем в ладоши и радуемся, как малые дети.
Ни одна из известных западных компаний не участвует в модернизации наших двигателей. А если такое и случается, как это было с покупкой пакета акций Пермского завода, то все заканчивается плачевно. В результате влияния "инвесторов" на производственную политику завода прекрасный по характеристикам двигатель ПС-90 не могут довести до ума 15 лет. Да было бы наивно рассчитывать, что иностранцы будут помогать конкурентам.
С российскими компаниями в мире не церемонятся. Под разными предлогами нас стараются не пускать в свое небо. Сначала были претензии по шумам и экологии, теперь ЕС подготовил "черный список" компаний, которым запретят полеты в Европу. Сейчас от русских летчиков требуют знание английского языка на четвертом дипломатическом уровне.
Мало кто знает, что наши самолеты - самые надежные. МАК провел сравнительный анализ авиатехники за последние 30 лет и установил, что по безопасности всех типов самолетов мы находимся на уровне лучших мировых образцов. И по комфортности всем можем нос утереть, если захотим - достаточно подняться на борт VIP-самолета, чтобы в этом убедиться.
Единственное, в чем уступают наши лайнеры, - экономичность. В себестоимости внутрироссийских перевозок топливо составляет 50 процентов, тогда как у западных конкурентов - только 30 процентов. Но виноваты в этом не только конструкторы двигателей. Никто не задается вопросом: почему в нефтедобывающей России тонна керосина стоит 680 долларов, а в Европе, Америке и на Ближнем Востоке - 500 долларов и даже меньше. Наши самолеты стали заправлять за границей. Мы распустили свою топливную мафию, которая вздувает цены как захочет.
Стоит ли удивляться, что средняя цена билета на внутренних линиях составляет 6 тысяч рублей. Большинство россиян просто лишены возможности пользоваться услугами воздушного транспорта.
Между прочим, есть простой способ отвоевать свое небо обратно. В Иране по решению правительства национальным авиакомпаниям продают топливо в 10 раз дешевле, чем оно стоит на мировом рынке. И все довольны - люди летают, авиакомпании успешно конкурируют с западными, несмотря на экономическую блокаду.
Вчера МЭРТ предложил освободить от НДС новую продукцию наших авиазаводов, а также не взимать этот налог при ввозе новых самолетов из-за рубежа. Российскому авиапрому эта мера вряд ли поможет, зато Boting и Airbus откроет наши границы. Напомним, что именно этого добиваются США на переговорах о вступлении России в ВТО.

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 10678
Охота на ведьм

У россиян бешеный спрос на услуги колдунов, тарологов и нумерологов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Voller Ernst / Hermann Fuss, globallookpress.com

В Госдуме предложили карать по закону любителей навести порчу или приворожить любимого. Депутатов вдруг озаботило, что народ к колдунам, тарологам и нумерологам валом валит, спрос на их услуги бешеный —...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 9349
Даешь сыр в мышеловке

Предприимчивость и стремление граждан полакомиться сыром из мышеловки порой поражают

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
На сайтах знакомств стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Вот новости последней недели. На сайтах знакомств вдруг стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Оказывается, все дело в квартирном вопросе, вернее, в ипотеке. Льготную программу свернули...

Жизнь 00:03 / 25 Октября 2024 9124
Технопарк

Британские исследователи записали движение снежинок

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Dennis Fast, globallookpress.com

В пятницу, 25 октября, свой праздник отмечают работники кабельной промышленности. В такой же день в 1879 году компании «Сименс и Гальске» было выдано разрешения на проведение работ по производству...

Жизнь 17:01 / 19 Октября 2024 7123
Пора мыть рот с мылом!

Москва стала лидером «матерщинного» рейтинга

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Mauricio Jordan de Souza Coelho, globallookpress.com

Вот те на! Самым матерящимся городом в стране названа Москва. Столице удалось пробить Дно (город с таким названием в Псковской области в прошлом году стал лидером «матерщинного» рейтинга). На втором...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6662
Календарь: 25 октября

В этот день в 1957 году суд признал Рудольфа Абеля виновным в шпионаже

Труд
Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер). Фото: globallookpress.com

1653 В царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России. 1762 Екатерина Великая своим указом повелела заселить малообжитые районы России, в том числе Поволжье...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6056
Бастрыкин, помоги!

Многодетные жители деревни Сабры, что в Ленинградской области, пожаловались главе СКР на… жизнь в деревне

Алекс Зверев
Труд
Александр Иванович просьбе внял: в районную администрацию наведалась проверка. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Следственный комитет РФ стал последней инстанцией для многодетных семей из маленькой деревни Сабры, что в Ленинградской области. Квартирный вопрос им решить помогли, но ведь для жизни нужна не только крыша над головой. Расстояние...

Жизнь 00:02 / 25 Октября 2024 6022
Бабушка или няня?

Вот вам, родители, задание на каникулы: найти ответ на этот вопрос

Марина Крючкова
Труд
Фото: © michael steiner, globallookpress.com

Ну вот и каникулы — в большинстве российских школ они продлятся всю следующую неделю. О головной боли родителей, с кем же оставить детей на пять рабочих дней, напоминают даже поисковики. Что бы...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5768
Последняя колонка

59% россиян сталкиваются с профессиональным выгоранием - Mainsgroup

Труд
Фото: © Jonathan Ford, globallookpress.com

Многовато для ухи Жителя Иркутской области на трассе остановили полицейские: из машины несло рыбой. Нюх не обманул служителей правопорядка: в салоне и багажнике оказалось 15 ящиков с уловом — 1660...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5202
Драку заказывали?

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене

Максим Башкеев
Труд
Оказывается, если у кого-то сгорела машина, это могла быть чья-то месть. Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Самому скандалить или заниматься рукоприкладством с риском получить сдачи уже не модно. Сегодня обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене. Нынешней осенью...

Жизнь 00:03 / 08 Ноября 2024 5089
…И о погоде

11 ноября в Баку стартует климатический саммит ООН

Марина Крючкова
Труд
Последствия наводнения в Валенсии, Испания, 4 ноября 2024 г. Фото: globallookpress.com

«Природа сошла с ума!» — вздыхаем мы, наблюдая за нынешними погодными качелями, когда на смену самой дождливой в истории метеонаблюдений в Москве пятницы, 1 ноября, уже через два дня...

Бизнесмены и чиновники спорят, сколько нам нужно мигрантов. А вы-то сами как думаете?

Александр Киденис
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

С января по сентябрь 2024 года Россию покинули более миллиона иностранных рабочих. В Узбекистан, по сообщениям местных источников, вернулись свыше 450 тысяч граждан, в Таджикистан — 350 тысяч, в Киргизию —...

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 4402
СВО: кому верить?

В информационном пространстве развернулось ожесточенное противостояние 

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Vladimir Baranov, globallookpress.com

Чем дольше длится СВО, тем ожесточеннее битвы в информационном пространстве. Но речь здесь не о противостоянии российских СМИ пресловутому ЦИПсО, а о нашей, внутренней войне, вовлеченными в которую оказываются...

Были уничтожены по меньшей мере полтора десятка сотрудников Государственного бюро расследования

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В рамках специальной военной операции российские ракетные войска нанесли удар по штабу Государственного бюро расследования (ГБР) Украины в подконтрольном правящему на Украине политическому режиму городе Запорожье. Об этом рассказал РИА Новости...

До полного окружения противника остаются считанные километры

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Подразделения участвующих в специальной военной операции Вооруженных сил России зашли в центр Курахово в Донецкой Народной Республике. Об этом, как сообщает РИА Новости, рассказал советник главы ДНР Ян Гагин. «Наши боевые порядки находятся...

Жизнь 00:01 / 11 Октября 2024 3813
Доигрались?

Почему вдруг столько внимания новой детской игре?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Mike Maple, globallookpress.com

Да что же они как сговорились! То депутаты Госдумы заявляют, что разрабатывают-де закон о запрете пропаганды квадробинга — очередного увлечения школяров 8-14 лет, уже ставшего субкультурой. А теперь вот...

Жизнь 00:15 / 11 Октября 2024 3386
Календарь: 11 октября

В этот день в 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань

Труд
Иван IV Грозный возвращается в Москву после взятия Казани. Рис. Молво. Фото: © Viktor Gritsuk, globallookpress.com

1552 Войска Ивана Грозного взяли Казань. Казанское ханство было ликвидировано, к России присоединилось Среднее Поволжье. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?