Под контроль оппозиции перешли также аэропорты в этих городах. В ряде мест отмечены грабежи и погромы. В Джалал-Абаде, как сообщил "Труду" по телефону один из лидеров оппозиции Курманбек Бакиев, при штурме здания областной администрации погибли две женщины.
Ответственность за происходящее президент Аскар Акаев возложил на оппозицию, которая, по его мнению, своими деструктивными и противоправными действиями "наносит большой ущерб интересам народа". В то же время власти считают, что оппозиция "выпустила из бутылки джинна" - "третью силу", которую представляет запрещенная в Киргизии организация религиозно-экстремистского толка "Хизб ут Тахрир", ставящая своей целью свержение существующего строя и установление в Ферганской долине исламского Халифата.
Вчера президент Киргизии Аскар Акаев "в связи с переходом на другую работу" отправил в отставку главу МВД республики Бакирдина Субанбекова и генпрокурора Медетбека Абдылдаева.
Комментирует Константин СИМОНОВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры:
- Последние события в Киргизии показали, что разные регионы подвержены воздействию близких по сути политтехнологий. К примеру, Грузия, Югославия и Украина - совершенно разные страны, однако во всех этих странах абсолютно по одинаковой схеме, чуть ли не с одинаковыми названиями молодежных организаций применялись технологии, которые оказались весьма эффективными.
Кое-что и в Киргизии напоминает сценарий событий, развивавшихся в Украине: резкий протест против результатов выборов, активное участие молодежи в оппозиционных структурах и бесцеремонное вмешательство западных организаций, поддерживающих оппозицию. Отмечу, что ОБСЕ сейчас выполняет роль не просто наблюдателя, но и активного участника выборов, поскольку ее представители фактически передают петицию от оппозиции властным структурам. По этим "сценариям" видно, что применяются "двойные стандарты": если все идет не по запланированному на Западе плану, выборы признаются недемократичными и любое действие оппозиции Запад пытается легализовать, показывая, что ведется вынужденная борьба с действующим режимом, который нарушает права и обязанности своих граждан.
Пока рано "перекрашивать" в оранжевый цвет все страны Центральной Азии, да и в Киргизии исход еще не ясен. В Узбекистане, например, действующий режим достаточно силен, поэтому никаких попыток "перекрасить" его не было. В Киргизии же, где военная база США, при таких условиях проводить "лимонную" или "тюльпановую" революцию гораздо проще.
Отмечу все же, что даже те страны, которые пока выглядят монолитами, та же Туркмения, вовсе не защищены от "фруктовых" вирусов. Запад все активнее выстраивает свои отношения с потенциальными оппозиционерами на постсоветском пространстве.