Репортажи из Сиэтла в декабре прошлого года, где проходила очередная конференция ВТО, напоминали сообщения с мест боевых действий. Разбитые витрины магазинов, перевернутые машины, тысячи демонстрантов, скандирующих: "Нет режиму свободной торговли!" Всюду плакаты, расшифровывающие аббревиатуру ВТО как "Организация по захвату мира". Так представители развивающихся стран выражали протест против режима открытой торговли.
Готова ли Россия, вступая в ВТО, достойно отстаивать свои национальные интересы?
На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель директора Института мировой экономики Иван КОРОЛЕВ.
- Иван Сергеевич, похоже, нашу страну и, собственно, нас всех ожидают большие перемены в связи с вступлением в ВТО. Но большинство бизнесменов, чиновников и рядовых граждан вообще не имеют понятия об этом...
- Да, обсуждение вопросов вступления проходит достаточно келейно. Если чиновники федерального уровня еще знакомятся с обязательствами и правами членов ВТО, то в регионах об этом не имеют понятия. И как же они будут защищать интересы своих производителей в новых экономических условиях? Ведь уже сейчас необходимо приводить местные законодательные акты в соответствие с положениями и нормами ВТО. В России даже правила сертификации товаров, регистрации предприятия в каждом регионе свои. После вступления в ВТО потребуется их срочная унификация. На мой взгляд, необходимо широкое обсуждение - со специалистами, промышленниками, бизнесменами.
- Если будут сняты таможенные барьеры, то наши производители окажутся в проигрыше?
- Это все должно быть предметом переговоров. Считаю, что достаточно долго нам понадобится поддержка отечественного бизнеса. Но речь не о возведении государством каких-то барьеров на пути иностранных товаров, услуг. Защитные меры не должны препятствовать "выбраковке" неэффективных производств, замене импортом отдельных видов товаров, услуг.
- Есть мнение, что больше всего от вступления в ВТО пострадает наш АПК.
- Чтобы этого не произошло, надо разрабатывать механизм его поддержки, добиваться определенных льгот. А у нас, к сожалению, отсутствует четкая государственная политика в этом вопросе. Нет общероссийского рынка зерна, мяса. У нас губернатор или мэр может поехать в Мюнхен, сходить там на футбол, а заодно говядины прикупить. Если все так будут делать, мы никогда не поднимем наше сельское хозяйство.
- Ну что же делать, если своих продуктов не хватает?
- Сегодня годовой экспорт продовольствия из России зашкаливает за миллиард долларов. В ближайшие годы он может быть увеличен до четырех миллиардов, что превышает уровень экспорта вооружений.
- Что же мы продаем-то?!
- А что вы удивляетесь? Для бывшей аграрной державы это совсем немного. Продаем, например, рыбу, масличные. При благоприятных условиях можем стать экспортерами зерна - пшеницы, ячменя. С повышением экологических требований и ростом цены на землю в странах Западной Европы и США для нас откроются перспективы для поставок мясной продукции на мировой рынок.
- Торговля сельскохозяйственной продукцией - основная причина споров между странами. У них там постоянные войны - то фруктовые, то овощные или мясные. И каждый стремится защитить свой рынок. Вот, например, японцы выращивают свой рис, хотя дешевле купить у соседей. Как все это совмещается с членством в ВТО?
- Сельскохозяйственная политика стран ЕС, Японии - главный объект международной критики. Считается, что размер государственной поддержки в расчете на одного фермера там значительно выше, чем в других странах. Они это оспаривают. Более того, японцы считают, что сельское хозяйство, помимо производственной функции, имеет большое значение с точки зрения экологии, защиты среды обитания, сохранения сельских ландшафтов, и даже заявляют, что оно представляет собой общенациональное и общемировое достояние. Значит, эту отрасль необходимо поддерживать. Для них это важно и с точки зрения занятости населения. А это уже весомый аргумент при переговорах в рамках ВТО.
- А чем вообще это плохо - поддерживать сельское хозяйство? Пусть бы все так делали...
- Бедные страны не могут позволить себе субсидии в том же объеме, как богатые. То есть первые поставлены в заведомо неравные условия в защите отечественных рынков. А это противоречит нормативам ВТО.
- Сможет ли Россия продавать на мировом рынке что-то, кроме сырьевых ресурсов?
- На первых порах экспорт готовых изделий будет минимальным. Это очевидно. Сегодня мы продаем нефть, газ, металлы, а на них и так нет ограничений. Но Россия сохранила позиции в области космических разработок, информационных технологий. Вот Индия нашла же свою нишу на рынке компьютерных программ, развила математическую школу, продает эти программы на 28-30 миллиардов долларов в год. А у нас математическая школа несравненно лучше. Мы стоим в одном ряду с мировыми лидерами по разведке и добыче полезных ископаемых, атомной энергетике, производству и передаче электроэнергии.
- В 1999 году американцы ввели ограничения на поставку в США проката, черных металлов, которые наши металлурги продавали по более низким ценам. Эти санкции будут невозможны, когда Россия станет членом ВТО?
- Они имеют право санкции оставить. Это один из основных принципов ВТО: демпинг не разрешается. Но главное даже в другом. Демпинг невыгоден самой российской экономике. Зачем нам продавать металл по дешевке? Наоборот, мы сами должны создавать механизм противодействия занижению цен. Кстати, американцы используют антидемпинговые процедуры и против японской стали.
- Одно из условий в ВТО - допуск иностранных компаний на рынок услуг. Каких именно?
- Банковскую систему, страховые компании, лизинговые, туристические. Профессиональные услуги - адвокатура, медицина, бухгалтерские операции, аудит. Как ни странно, но основные противники вступления в ВТО - финансовые группы. Они говорят: "Банковская система - это кровеносная система нашей экономики, поэтому сюда нельзя допускать иностранный капитал". Вот именно потому, что это кровеносная система, такие частные банки, которые всех "кинули" в 1998 году, не надо защищать. С точки зрения рынка услуг опасения по поводу вступления в ВТО сильно преувеличены. Эта сфера у нас вообще не развита. Именно здесь в первую очередь можно ожидать позитивных перемен - улучшение качества при более низкой стоимости, диверсификация и, как результат, рост занятости в этой сфере. А сейчас многих устраивает эта мутная водичка. Когда нет ни четких правил игры, ни реальной конкуренции.
- Иван Сергеевич, а в целом выиграет ли Россия? Не спешим ли мы?
- Вопрос не в том, вступать быстро или медленно, а в том, чтобы делать это продуманно, подготовленно. Китай 15 лет ведет переговоры по вступлению в ВТО, хотя коммерчески заинтересован в этом больше, чем Россия. Они одних игрушек продают на сумму, превышающую наши доходы от экспорта нефти. А выиграем мы или проиграем - это зависит от того, насколько грамотно и эффективно проведем переговоры. Непонятно, например, зачем правительство добивается сейчас признания России страной с рыночной экономикой. Якобы это важно для смягчения антидемпинговых процедур. Да они применяются и против развитых стран. Статус страны с переходной экономикой более отвечает реальному положению вещей. К тому же это позволяет получить больше уступок и льгот, необходимых для защиты отечественного рынка.
В любом случае уже сегодня надо определиться, что мы хотим получить от вступления в ВТО, какую нишу в мировой торговле собираемся занять. На мой взгляд, это могут быть высокотехнологичные отрасли и сельское хозяйство. Значит, на переговорах надо обеспечить пространство для их защиты. При этом нам тоже придется идти на определенные встречные уступки, которые могут затронуть интересы отечественных производителей, и в некоторых случаях они будут вынуждены уйти с рынка. Надо быть к этому готовым. Условно говоря, правительство признает, что наше автомобилестроение неконкурентоспособно - и мы этот рынок уступаем, но взамен добиваемся больших льгот по защите, допустим, авиапрома. То есть наши переговорщики с ВТО должны знать, что просить, какие отрасли защищать. Необходима полная и объективная картина состояния не только отечественного рынка товаров и услуг, но и анализ ситуации на мировых рынках. А ничего этого нет. Как в таких условиях можно вести переговоры? Именно этим надо сейчас заниматься - членство в ВТО гораздо важнее того, будут разворачивать американцы систему ПРО или нет.
- А где взять денег, чтобы выполнить такой объем работы? Да и времени нет. Герман Греф сказал, что уже в конце 2001 года Россия будет во Всемирной торговой организации.
- Ну и что? Черномырдин то же самое обещал еще в 1998 году. Финансирование этой работы, помимо государства, могли бы взять на себя Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей, Межбанковская валютная биржа и другие коммерческие организации. Главное: надо четко понимать, что отсутствие нормативно-правового, информационного и кадрового обеспечения является наиболее серьезной потенциальной угрозой экономической безопасности в связи с вступлением в ВТО. Федеральный центр, регионы, предприятия - все должны быть готовы постоянно и жестко защищать российские интересы с учетом новых правил игры. Важно найти разумное сочетание между открытостью экономики и выработкой эффективных защитных мер. Мировой опыт показывает, что решить эту задачу можно лишь при устойчивой и сильной власти.
СПРАВКА
ВТО - Всемирная торговая организация. Существует с 1 января 1995 года. Место расположения - Женева. Образована на базе ГАТТ - Генерального соглашения по тарифам и торговле, созданного сразу после войны, в 1947 году, для восстановления цивилизованных торговых отношений между странами. Но ВТО охватывает более широкий спектр вопросов, регулируя торговлю услугами, правами интеллектуальной собственности, вопросы инвестиций и т.д. ВТО служит форумом для торговых переговоров, разрешает торговые споры, предоставляет техническое содействие. Одна из задач этой организации сегодня - введение единых правил международной торговли и ее либерализация. Из бывших союзных республик членами этой организации стали Эстония, Латвия, Киргизия, Грузия.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАНЫ В ВТО:
- Снижение или отмена импортного тарифа на ряд товаров.
- Соблюдение норм ВТО при дотировании АПК.
- Отказ от экспортных пошлин.
- Допуск иностранных компаний на внутренний рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок.
ЧТО ДАСТ РОССИИ ЧЛЕНСТВО В ВТО?
- Получение недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки.
- Доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров.
- Обеспечение защиты отечественных производителей в условиях открытой экономики.
- Внедрение цивилизованных правил игры на внутреннем российском рынке.